Коуч-2022: выбор цели
«Сноб» вместе с компанией Whistle продолжают проект, посвященный изучению современного рынка коучинга. Сергей Николаевич поговорил с тремя HR-специалистами, чтобы выяснить, как коучинг помогает собирать и развивать сильные команды.
Сергей Новосад, HR-директор Абсолют Банка, digital-гуманист: «Тот, кто всерьез сегодня претендует на лидерство, должен стать коучем»
О себе Сергей говорит как о «раннем» человеке. Рано пошел в школу (в пять лет). Рано всерьез увлекся психологией. Знает санскрит. Переводил индийских философов. Защитил кандидатскую диссертацию на тему бессмертия. Удивительно, что он, по складу типичный кабинетный ученый, сегодня является HR-директором Абсолют Банка и, конечно, по роду обязанностей больше связан с прозаическими вопросами, чем с высокими материями. Тем не менее ему удается успешно совмещать и занятия философией, и кадровые проблемы, и мозговые штурмы, и освоение новой цифровой реальности, которая диктует свои законы. И тут как раз на помощь приходит коучинг. Сам Сергей убежден, что психотерапия и коучинг практически мало чем отличаются друг от друга. Может, только целеполаганием.
— Сейчас профессия коуча выходит на лидирующие позиции. Два года назад в США по динамике роста онаобогнала профессию программиста. Я всегда говорил, что чем больше наша жизнь будет определяться цифрой и интернетом, тем больше будет расти потребность в человеческом общении. Сейчас все меняется — стандарты эмоционального реагирования, форматы социальных коммуникаций, стереотипы восприятия женщины и мужчины. Сравнительно недавно возникла даже новая наука — «история эмоций». Человеку в одиночку со всем этим «девятым валом» не справиться. Тогда и появляется потребность в коуче или в менторе.
Сам Сергей в течение шести лет входил в закрытую группу при школе знаменитого Валентина Криндича (Школа мастерская интегральной гуманистической психотерапии и консультирования совместно с Е. А. Соловьевой). Там он постиг глубинный уровень эмпатии, учился не бояться сильных эмоций, ставить цели и достигать их, распознавать манипуляции и легко выходить из их поля. Для примера, чтобы стало понятнее, каждый из учеников Криндича должен был назвать и записать в отдельную тетрадь 450–500 чувств. Все их оттенки, нюансы, сложнейшие переходы, чтобы потом в течение 15 минут попытаться осознанно сформулировать тот эмоциональный поток, в котором они находились. Высокий уровень осознанности — самый верный путь к самораскрытию. Ты владеешь ситуацией, а значит, владеешь своей судьбой.
Какими качествами должен обладать коуч? Сергей Новосад считает, что самой важной психологической составляющей является бесконечная вера в человеческий потенциал. Без этой веры никуда не сдвинуться! Второе важнейшее качество — природное любопытство коуча, его любознательность. Тут одного мастерства и знаний мало. Надо быть самому увлеченным процессом распознавания личности, тогда будет и результат. Но стоит признать, что универсалов в этой области не бывает, а выбор кандидатуры коуча диктуется вполне конкретной задачей или целью. Кто-то силен в индивидуальной работе, а кому-то лучше удаются групповые сессии. Кто-то создан для коучинга исключительно топ-менеджеров, а кто-то более уверенно ощущает себя в работе со средним звеном. HR-директор должен в этих тонкостях хорошо разбираться, во все вникать и даже отчасти режиссировать процесс.
— Одна из сложнейших и насущных проблем нашего времени — это смена профиля лидерства. Происходит это не по указке свыше, не по распоряжению начальства. Сама жизнь заставляет меняться тех, кто, кажется, еще вчера к этим переменам совсем не был готов. Кого до недавнего времени можно было считать лидером? Яркий харизматик, визионер, сильная личность, подчиняющая и подавляющая всех вокруг… Но такая модель безнадежно устарела, она больше не соответствует требованиям времени. Теперь, если ты хочешь руководить, то должен научиться видеть и распознавать лидера в каждом члене своей команды. Ты просто обязан создать такое развивающее психологическое пространство, в котором могли бы раскрыться самые сильные стороны твоих сотрудников. Без определенных навыков этого достичь практически невозможно. Поэтому для начала надо пройти курс коучинга. Опыт показывает, что несколько сессий отлично развивают такие компетенции, как эмоциональный интеллект, осознанность, способность к созданию синергии в команде. Недаром мы все чаще говорим о «руководстве в стиле коучинг». Это абсолютно новый стиль лидерства, построенный на максимальном доверии и одновременно максимальной дисциплине. Жизнь показала, что нельзя приказать творить инновации. Страх душит и убивает любой дух творчества. А ведь у классического менеджера в запасе всегда только два инструмента управления — страх и поощрение. С инновациями так не работают. Поэтому сегодня каждый, кто всерьез претендует на лидерство, просто обязан стать коучем.
Сергей Новосад убежден, что мы живем в эру digital humanism. Цифровой гуманизм — не выдумка футурологов и фантастов, а реальность, к которой всем надо стремиться. И здесь тоже может помочь коучинг. Конечно, никто цифровые программы и искусственный интеллект отменять не собирается. Да это и невозможно. Но потребность в лайф-коучинге с годами будет только нарастать. Человеку все чаще будет необходимо оставаться наедине не с компьютером, а с другим человеком. И ценность этих встреч будет определяться не столько приобретением каких-то специальных навыков, сколько потребностью в эмоциональной и психологической поддержке.
— Чтобы сотрудник стал сверхэффективным, надо постараться снять любое противопоставление «работа — отдых». Классический коучинг как раз настаивает, что не существует работы и свободного времени. Есть просто время, и оно все принадлежит тебе. Если человеку дано раскрыться как личности, это колоссально влияет на эффективность его труда. Интересно, что все последние 30 лет главной мотивацией российского бизнеса были деньги. 80 процентов наших соотечественников признавались, что работают только ради денег. Для сравнения: в Швейцарии материально озабоченные прагматики составляют 40 процентов, в Германии — 60. Но в последние годы мы наблюдаем отчетливый мотивационный перелом. Деньги уже не имеют того определяющего значения, как раньше. Прослеживается новый тренд — не конечная прибыль, как учил нас Маркс, а именно человек становится в центре любых бизнес-построений. Какая-то высокая идея, способная объединять, вдохновлять и мотивировать, становится гораздо эффективнее, чем даже обширный социальный пакет или обещанные бонусы. А деньги? Ну что деньги. Мы так привыкли, что у нас их все время отбирают. То революция, то дефолт, то война. Деньги — это важный гигиенический фактор, но не более того. Считаю, что лучше вкладывать их в собственное развитие, ну и в тех, кого любишь. Это выстраданное признание. Недаром столько лет я занимаюсь индийской философией и имею дело с лучшими коучами, среди которых был даже один тибетский монах. Он-то меня и научил, что не важно, какой школы придерживается коуч, главное, каким от него выходит человек.