На надувной лодке через Атлантику
Кругосветное плавание безопасной работой не было никогда, даже на самом надежном корабле. Что уж говорить о каркасно-надувном тримаране, который пересекает океан по пути русских кругосветных мореплавателей
Если находишься в море почти год, шторма не миновать. И как ни старайся «подстелить соломку» перед трансатлантическим переходом, предусмотреть все невозможно. «Мы долго готовились, усиливали каркас тримарана и т.п., – рассказывает капитан экспедиции Станислав Березкин. – Почти полпути прошли без происшествий, но на девятый день начался штиль, небо покраснело, и стало ясно – неприятностей не избежать». Чтобы уйти из зоны циклона, путешественники отклонились от первоначального курса к югу, но все же непогода их настигла.
«Когда мы шли в так называемых "конских широтах", начался штормовой ветер и жесткая "долбежка" – так называют постоянно бьющие в борт волны, – делится руководитель экспедиции Евгений Ковалевский. – В результате стали разбалтываться крепления алюминиевых труб, из которых собран наш тримаран». Выдержав два шторма, члены команды вздохнули с облегчением – казалось бы, судно прошло испытание. Ночью стоявший на вахте капитан услышал треск – сломалась одна из опор, на которых держалась мачта. Пришлось срочно будить спутников и собирать вещи на случай, если она все же не выдержит и упадет.
Береговая команда связалась с Российским консульством в Бразилии, с местными спасательными службами и ВМФ. На помощь путешественникам отправили проходивший мимо английский сухогруз, но если бы экипаж согласился на эвакуацию, во-первых, пришлось бы бросить тримаран, а во-вторых, заплатить немалую сумму за спасательную экспедицию. Кругосветчики предпочли укрепить мачту и отказаться от паруса, правда, из-за этого пришлось пересмотреть пункт назначения: изначально предполагалось двигаться к Сальвадору, но после поломки судно дрейфовало по направлению к Форталезе.
«Мы дошли до нее, намотав примерно 800 морских миль, в целом же переход получился 1600 миль, – поясняет Станислав. – Первые три дня никак не получалось уснуть под скрежет поврежденной опоры, а потом привыкли. Бодрились, отметили прохождение через экватор. А перед самой Форталезой обнаружили еще одну поломку. Дошли буквально чудом». Помогло и то, что ВМФ Бразилии прислал путешественникам с патрульным катером 70 литров бензина, так что они смогли одолеть последние 150 миль, используя мотор. В целом переход через Атлантический океан занял 17 дней. «Критическая ситуация показала, что мы не одни, в случае чего – нам помогут», – отмечает Евгений. «Но шанс пойти на корм рыбам, тем не менее, был вполне реальный», – задумчиво откликается капитан экспедиции.