Середина девяностых. Как создавались «Детки» — фильм, лишивший невинности американский кинематограф
В Москве стартовал Beat Film Festival, одним из хедлайнеров которого станет фильм «Мы были "Детками" — документальная лента о том, что стало со звездами скандальных "Деток" Ларри Кларка, и о том, как эта картина изменила кино о подростках. Без "Деток" (1995) не было бы ни "Американского пирога", ни "Середины 90-х", ни "Эйфории". Рассказываем, как создавался и чем запомнился фильм, лишивший невинности американский кинематограф.
1“Детки” сделали в кинематографом девяностых то же, что “Выпускник” — с кино шестидесятых
В фильме “Середина 90-х” — режиссерском дебюте Джоны Хилла — мальчишки из Калифорнии чувствуют себя рыцарями скейтборда и катаются по золотому штату под эпическую балладу Gyöngyhajú lány венгерской группы Omega. Подростки делают опасные трюки, ввязываются в драки, хвастаются любовными похождениями — но этот фильм 2018-го года лишь подчеркивает, насколько травоядным стал современный кинематограф. Потому что настоящую правду о середине девяностых до сих пор хранят “Детки” 1995-го года — фильм об одиссее скейтеров Телли (Лео Фитцпатрик) и Каспера (Джастин Пирс) через летний Нью-Йорк. Зритель проводит с подростками ровно один день, но успевает раз сто схватиться за сердце. В первой же сцене Телли соблазняет 12-летнюю девственницу, а потом рассказывает Касперу, что незащищенный секс стал его хобби. Одна из девушек Телли, Дженни (Хлое Севиньи), идет к венерологу, просто чтобы поддержать подругу — а в итоге узнает, что у нее ВИЧ. Эта трагедия превращает растаманскую историю о блужданиях по городу одним знойным днем в большое кино. Во-первых, зритель молится, чтобы Дженни сдала повторный тест и ее диагноз оказался кошмарным сном. Во-вторых, у Телли есть новая жертва, и мы болеем за то, чтобы Дженни нашла его до того, как он растлит очередного ребенка. Но фильм безжалостно играет с ожиданиями зрителей — и своим цинизмом прокладывает себе путь в Канны 1995-го года.
Большинство критиков (за исключением нескольких мудрецов вроде Роджера Эберта) разносят "Деток" в пух и прах — но они становятся хитом и разрушают миф о невинности подростков. И “Выпускник”, и “Кэрри”, и проделки в школах и колледжах из фильмов 80-х, и “Бездельник” 1990-го от Ричарда Линклейтера (большинство героев которого на всякий случай взрослые) — лишь разведка боем перед разнузданными “Детками”. За ними последует “Кен Парк” все того же тандема сценариста Хармони Корина и режиссера Ларри Кларка, “Слон” Гаса ван Сента (который поначалу пытался продюсировать "Деток", но сдался на полпути) и другие радикальные фильмы и сериалы о том, легко ли быть молодым. Если верно, что “Нация убийц” Сэма Левинсона (трэш-триллер с фестиваля "Санденс" о чирлидершах с пулеметами, решивших, что с них хватит, и перебивших всех мужчин в своем городке) вдохновлена “Отвязными каникулами” Хармони Корина, то "Эйфория" Сэма Левинсона — очевидный бастард "Деток" и вероятный отпрыск "Кен Парка", написанных Корином на заре своей карьеры. Благодаря всем этим картинам трудные дети в кино перестали быть детьми — и стали собой.