Максим Петров, Юлдус Бахтиозина, Константин Бинкин
Первый мультимедийный спектакль Мариинского театра — опернобалетную премьеру «Байка. Мавра. Поцелуй феи» — к 150-летию Игоря Стравинского сочинил режиссер и хореограф Максим Петров. Он собрал команду мечты: техно-фольклорные костюмы придумала художница Юлдус Бахтиозина, а световую геометрию нарисовал Константин Бинкин. Результат? Восемь номинаций на «Золотую маску».
Вы — команда мечты. Юлдус — звезда арт-сцены, Константин — постоянный соавтор Сергея Полунина, Максим — лауреат «Золотой маски» 2021 года. Как нашли друг друга?
Максим: Все началось с Валерия Гергиева: Мариинский театр готовился к Году Стравинского и решил поставить его редкую оперу «Мавра». Я предложил дополнить ее «Байкой про лису» и пригласил Юлдус, Костю, сценографа Альону Пикалову и видеографа Сергея Рылко. Костю я считаю одним из лучших художников по свету, причем не только в России. Работать с Юлдус хотел с тех пор, как посмотрел ее фильм «Дочь рыбака».
Юлдус, в 2020 году в лондонской Королевской опере показали постановку в хореографии мастера contemporary Шарон Эяль с твоими костюмами. «Байка. Мавра. Поцелуй феи» — твой дебют в Мариинском?
Юлдус: Да! И я рада, что он состоялся в таком составе. Мы все с самого начала были на одной волне, и нашу команду быстро утвердили в театре — думаю, большую роль сыграло доверие к профессионализму Максима. А спустя месяц после старта работы мы пошли на ковер к Гергиеву...
Валерий Абисалович был строг?
Юлдус: ...он был краток. Задал несколько вопросов, убедился, что мы профессионалы, и благословил. Правда, у меня Гергиев так ничего и не спросил, но, думаю, по мне было видно, что все получится: я сразу пришла в спортивном костюме, похожем на те, в которых потом на сцену Мариинского вышли танцовщики. Кокошники я замиксовала с трениками, юбки в пол — с куртками-бомберами и кроссовками, а строгие брюки со стрелками — с дутыми пуховиками: для этой постановки я использовала много деталей уличного гардероба.
Как построен ваш спектакль?
Максим: Сначала «Байка про лису, петуха, кота да барана», которую Стравинский назвал «веселым представлением с пением и танцами». Лиса похищает петуха, звери его спасают, все повторяется. Мы решили не ограничиваться сюжетом и впустили новых персонажей — это Дягилев, Стравинский, парни со спортплощадки и их спутницы-красавицы, дворники. Лиса и другие звери одновременно рубятся в компьютерной игре. Затем — опера «Мавра», куда переходят и герои «Байки». Юлдус: Несмотря на то что я сживалась долго со звучанием «Мавры», эта часть нашей постановки ближе всего к моему стилю: костюмы и сценография выполнены в одной цветовой палитре, которую я назвала «Тиффани».