Сердце Кольского полуострова: 5 причин отправиться в Хибины
Как добыча апатита спасла Русский Север и почему город Кировск стал меккой для фрирайда
Кировск — это маленький городок в Мурманской области, в котором живет меньше 30 тысяч человек. Но назвать его вымирающим моногородом, где все вращается вокруг добычи апатитовой руды, не поворачивается язык — слишком уж тут много лыжников и сноубордистов. Самые выносливые, кстати, закрывают сезон лишь в конце мая.
«Вокруг света» рассказывает, почему вам обязательно стоит посетить город, расположенный в самом в сердце Кольского полуострова.
Немного истории
Люди вряд ли поселились бы в этих местах, если бы в местных горах не обнаружили крупнейшее в мире месторождение апатита, который используют для производства фосфорных удобрений.
Кировск возник в 30-х годах прошлого века, а первую тонну апатит-нифелиновой руды на склоне горы Кикисвумчорр добыли еще в 1929 году. На рудниках использовался, конечно, труд заключенных Соловецкого лагеря. По железной дороге спецпереселенцев везли целыми эшелонами, жили они в тонкостенных палатках, которые отапливались в лучшем случае буржуйками. Зимой многие не просыпались по утрам — люди умирали от холода, тифа, скарлатины и дизентерии.
Во время войны апатит в каком-то смысле спас город: первая бомбардировка Кировска произошла 28 июня 1941 года. Одна из бомб угодила в склад с апатитовым концентратом, и над городом поднялось огромное облако пыли. Немцы решили, что город уничтожен и оставили Кировск в покое.
В 1980-х в городе проживало до 40 тысяч человек, затем население стало сокращаться. В последние пять лет численность жителей Кировска держится на уровне 28 тысяч человек. Большинство местных жителей работают на градообразующем предприятии «Апатит» (входит в группу «ФосАгро»). Жизнь за полярным кругом дается людям нелегко.
— Провести сказочную неделю в Хибинах и жить здесь — совсем не одно и то же. Месяца полтора просто не светает, солнце может показаться на полчаса и все. Очень тяжело. Семья мечтает переехать на юг, — рассказал мне таксист. По его словам, он бы давно уехал из Кировска если бы не стабильный доход.
Причина № 1. Очень длинный горнолыжный сезон
— Муж с сыновьями — на лыжах, на сноуборде со мной им скучно. Мы обычно в «Розу Хутор» ездим, но там сезон уже кончился, а здесь — нет. И дороже там, и людей больше. Я тут катаюсь одна весь день — народа немного, не боишься налететь на кого-то, — рассказывает туристка в бирюзовом горнолыжном костюме.
Мы поднимаемся на гондоле на гору Айкуайвенчорр — с саамского языка название романтически переводится как «Гора с головой матери Бога». Ее высота — 1075 метров, но моя цель — 850 метров и «синяя» трасса, та, что полегче. Сегодня я встала на сноуборд впервые.
Если приехать на самый высокогорный горнолыжный курорт российского Северо-Запада «Большой Вудъявр» в новогодние праздники или в феврале, с погодой может не повезти — склоны заметает пушистым снегом, а облака стоят низко, скрывая живописные виды, которыми так гордятся местные. А еще курорт периодически закрывают из-за угрозы схода лавины. Таким тут не шутят: каждый год не обходится без жертв. Правда, чаще всего стихия забирает фрирайдеров — любителей «дикого» катания вне трасс. Их здесь много — ведь по экстремальности спуски в Хибинах не уступают знаменитым европейским курортам.