Этикетка для виртуальной реальности: кому в метавселенной жить хорошо
В метавселенной хорошо живется тем, кто этот факт осознает и делает из него выводы. Внимательный взгляд вокруг показывает, что все мы, оказывается, давно там и живем и потому должны это обстоятельство учитывать в своей работе, да и просто в жизни, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант
В начале июня этого года в Великобритании отмечали платиновый юбилей (70-летие) правления королевы Елизаветы II. На торжественной церемонии по улицам Лондона проехала золотая карета — тот же самый экипаж, в котором в 1953 году юная королева отправилась на коронацию. Зрители, собравшиеся на улицах города, видели за стеклом улыбающееся лицо молодой Елизаветы, а журналисты массово нарекли этот цифровой образ голограммой, хотя многие специалисты усомнились в технической корректности такого определения. Так или иначе, это сочетание традиционной церемонии, древнего материального артефакта и высокотехнологичного цифрового аватара отлично иллюстрирует тезис, который многим кажется странным, хотя он очень полезен и для продуктивности бизнеса, и для адекватности восприятия мира — мы уже давно живем в метавселенной, которую маркетологи, футурологи и журналисты нам пытаются продать как еще только наступающее будущее.
Споры вокруг определения метавселенной бурлят уже почти год — с тех пор, как Цукерберг своими заявлениями и действиями превратил этот слово из литературной фантазии в популярный и уже почти бытовой термин. Многие маркетологи и эксперты, особенно из игровой индустрии и создателей устройств дополненной реальности, пытаются просто наклеить новую этикетку на виртуальную реальность и тем самым поднять ценник на свои связанные с ней разработки. Ярким примером служит определение метавселенной в «Википедии», где в первом абзаце слово «виртуальный» встречается трижды.
В то же время в профессиональном сообществе, в отличие от массовой прессы, метавселенную предпочитают рассматривать как более широкую концепцию, описывающую суперпозицию материальной и цифровой сторон нашего мира. Именно поэтому все популярнее становится термин «индустриальная метавселенная», описывающий глубоко цифровизованные промышленные предприятия, трансформацию информационных технологий в операционные, возрастающую роль цифровых двойников оборудования и процессов, цифровую культуру материального производства.