Художница Оля Австрейх — о хоррорах, карнавале и двоемирии наших дней
В пространстве Lobby в Москве открылась выставка художницы Оли Австрейх под кураторством Марины Анциперовой и под названием Lights Out. Мы поговорили с Олей о том, как в ее творчестве появился мотив карнавала и почему прекрасные дамы не те, кем кажутся
Персональная выставка Оли Австрейх на первый взгляд кажется историей о празднике, на котором все пышно и ярко, весело и при полном параде, а заодно и при зажженных свечах. Но стоит лишь приглядеться, как станет ясно, что макабрического этому миру не занимать. Вот прорываются сквозь нежность маленьких туфель острые когти, вот падает люстра, а элегантные гости спешат превратиться в зверей. Накрахмаленные парики еще не успели слететь с голов, а тела уже вывернулись в замысловатые позы. Великосветский этикет, явно знакомый персонажам картин в их «дневной» жизни, уступает место буйству. Свечи погасли, но бал не окончен, он только начинается, а художница задает вопрос: что скрывает под маской каждый из нас?
Оля Австрейх, художница
О карнавале и карнавальности
Мотив карнавала появился в моих работах во время карантина, когда ощущение нескончаемого парадокса плотно вошло в нашу жизнь, все это очень прижилось и состыковалось с моим ощущением мира и в целом темпераментом, и вообще определило вектор моих мыслей и будущих проектов. Первый карнавал я показала в HSE art gallery, там почти все сюжеты были взяты из жизни, а мои друзья выступили в роли моделей и стали идеальным олицетворением силы момента и свободы. Этот проект оказался для меня толчком, и я лучше стала понимать, как жонглировать нужными мне образами. Как говорит мой учитель Владимир Дубосарский, жизнь сама всегда дает ключи, надо уметь их видеть. Мотив маниакальной улыбки, любовь к крайним состояниям — либо тихо, либо сразу на убой, прочно вошли в мою практику. Есть грустный клоун и веселый клоун, а между ними я.
О волках и прочих перевоплощениях
Для меня отправной точкой стали рассказы о волках-оборотнях Анджелы Картер. Дальше я как будто стала подмечать этот мотив, и он действительно оказался везде: для меня это и «Муха» Дэвида Кроненберга, и «Орландо» Салли Поттер, и «Логово Белого червя» Кена Рассела, «Плетеный человек» Робина Харди, ну и, конечно, «В компании волков» Нила Джордана. Я вообще очень люблю британские фолк-хорроры 70-х и 80-х, в которых бутафорская эстетика и в целом аура абсурда. Сейчас это смотрится очень арти и максимально странно, меня это очень привлекает. Когда в прокат вышел «Волк» Натали Бьянчери, мы с Мариной Анциперовой, куратором проекта, дружно всплеснули руками. Звериные мотивы