Можно спорить о начальной точке, когда любой язык стал пониматься как система

Знание – силаНаука

Язык в поисках понятия о себе

Александр Марков

Изучать язык?

Самое поразительное в разговорах о языке – то, что само понятие «язык» в современном смысле утверждается в науке и в повседневной речи весьма поздно. Можно спорить о начальной точке, когда любой язык стал пониматься как система, на которую можно смотреть извне, – это универсальная Грамматика Пор-Рояля, вышедшая во Франции в 1660 году, или педагогика времен Великой Французской революции, когда иностранные языки пришлось преподавать людям, не обладавшим классической ученостью? Или, может быть, раньше, когда Франческо Петрарка обрушивался на «грамматиков», что они выдают метод за цель, тогда как благородство человека – в свободном распоряжении речью, телом и душой? В любом случае, между старым пониманием языка как просто речевой способности и новым его пониманием как независимой системы, «тела» – настоящая пропасть. Одно дело – пользоваться языком, а другое дело – принимать его как свое или чужое тело.

Франческо Петрарка

В Средние века никто просто не понял бы выражения «изучать иностранные языки». Было бы ясным высказывание «Мое родное наречие такое-то, а еще я изучил латинскую грамматику». С одной стороны, признавался язык как орган речи и, метафорически, языковая способность. По-латыни это можно было называть sermo – беседа, умение разговаривать,– например, про попугаев говорилось, что они воспроизводят sermo человека. Были также слова locutio, то есть умение говорить устно, речь как физическая способность, или ydioma, родной язык как отличающийся от других языков – именно так, с «y» в начале для большего «греческого» звучания писали это слово в средние века, а Данте Алигьери сделал его термином для обозначения местного языка1.

1. Некоторые примеры взяты из статьи: Кассен Б. и др. Язык и речь / пер. с фр. А. В. Маркова // Европейский словарь философий: лек- сикон непереводимостей. Т. 3 (2020). С. 30–41.

Данте Алигьери

Слово lingua для обозначения органа речи легло в основу не только метафоры, но и метонимии, как во французском обороте «злой язык»: «Ах, злые языки страшнее пистолета». Понятно, что злоязычный человек вообще зол – французская привычка сближать человека с его речью, судить о человеке по тому, что и как он сказал, передалась и в этой строке Грибоедова – и мы уже не воспринимаем ее как копирующую французский синтаксис и семантику, воспринимаем как исконно русскую. Язык опять показывает свою органичность, как будто он был здесь всегда.

С другой стороны, в те же Средние века существовало понятие о «грамматике» или «литературе» в смысле правильного, нормированного латинского языка, который и давал доступ к учености. В слове litterae не различаются собственно «грамота», тексты и знания – все это предмет школьного изучения, а не естественной способности. Изучить слова, правила, тексты и научные знания – это часть одной «эрудиции», в смысле выхода из начального «грубого» (rudus) состояния и перехода к благородным ценностям. Но почему при этом для Петрарки знатоки грамматики не были благородными людьми? Почему философы Нового времени рассматривали такой ученый язык, скорее, как условность, которую приходится принимать, но которая не обеспечивает производство истины?

Оговорка не по Фрейду

Еще у Геродота (ок. 484—425 до н.э.), который много интересовался, почему разные народы мира говорят на непонятных друг другу языках, есть замечательное выражение γλῶσσαν νομίζειν – буквально, давать язык в надел, в значении «быть носителем родного языка, говорить на своем родном языке». Языковая способность достается человеку так же, как умение хозяйствовать, строительство домов или обычаи военного дела. Это «удел», «надел», а вовсе не система – как одним народам досталось море, а другим – суша, так и одним достался один язык, а другим – другой. Изучение языка в таком случае неотделимо от изучения обычая.

Геродот

Казалось бы, это похоже на нынешние расхожие представления о связи языка и культуры, лежащие в основе разных форм национализма. Но есть одно существенное «но»: надел должен давать плод. Что толку правильно использовать море, если рыба не попадает в сети? И зачем пахать, если ничего не вырастет? Обладание языком должно оказаться столь же продуктивно, сколь и владение хозяйством.

Об этом говорит отрывок из античного писателя совсем другой эпохи, Лукиана Самосатского (ок. 120 – после 180). Он был сирийцем, греческий язык выучил как язык литературы и риторики и достиг во владении им блеска. Но иногда он допускал ошибки и вместо положенного утром официального приветствия «Радуйся» произнес «Доброго здоровья». Извиняясь за эту ошибку, Лукиан рассмотрел интимный смысл слов: пожелать радости можно и при последней встрече, и поэтому в этом слове есть оттенок легкой грусти, тогда как забота о здоровье – залог великих свершений. Лукиан как бы показывает изнанку2 освоенного им греческого языка, который должен был звучать как родной. Он осваивает его не как «грамматику», а как второй родной язык, более подлинный. Но именно поэтому он не сразу показывает его нарядность, а сначала ощупывает изнанку – только тогда его можно надеть ровно.

2. «Изнанка – частная субъективность, идентичность. Она формирует идентичность через остаток от вычитания из внешних требований собственных представлений» (Штайн О. А. По ту сторону лицевой и изнаночной // Вестник РХГА, 2012, 12:3. С. 256).

Лукиан Самосатский

В завершение своего рассуждения Лукиан говорит, что однажды оправданный императором Августом человек, громко выражая благодарность, закричал: «Благодарю тебя, Государь, что судишь лицеприятно и несправедливо!». Приближенные хотели разорвать помилованного на части за такую дерзость, а мы бы сейчас заподозрили какую-то оговорку по Фрейду. Но система Фрейда возможна как раз там, где признается автономия языка как тела, внутри которого и можно отметить

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крах идеала Крах идеала

Что такое красота? Универсальна ли она для всех?

Вокруг света
Подать газу Подать газу

Что сдерживает перевод российской сельхозтехники на газомоторное топливо

Агроинвестор
Мобилизация-1914: эмоции россиян Мобилизация-1914: эмоции россиян

Кто определяет «национальные интересы»?

Дилетант
Инвесторы меняют локацию Инвесторы меняют локацию

Приток капиталов фиксируют фонды США, Индии и России

Деньги
ЧВК «Рюрик» ЧВК «Рюрик»

Около 838 года в поле зрения Византии попали люди, называвших себя русами

Дилетант
4 самых полезных продукта русской кухни 4 самых полезных продукта русской кухни

Солянка, разносолы, творог и каши: русские блюда, полезные для здоровья

Maxim
Одна против всех Одна против всех

Сериал «Литвиненко» демонстрирует, что за каждым героем стоит героиня

Дилетант
Палеогенетики прочитали геном императора У-ди Палеогенетики прочитали геном императора У-ди

Палеогенетики прочитали геном императора У-ди

N+1
Можно ли учиться во сне? Можно ли учиться во сне?

А нельзя ли совместить сон с каким-нибудь занятием? Например, с учебой?

Наука и жизнь
«Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям» «Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям»

Как попытка разобраться в системе взаимоотношений приводит к коллекционированию

Правила жизни
«Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью «Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью

Глаза из сборника «Красные блокноты Кристины» — о хрупкости и уязвимости

Forbes
«Близкие отказываются помогать с ребенком, ведь они не просили меня рожать»: история читательницы и комментарий психолога «Близкие отказываются помогать с ребенком, ведь они не просили меня рожать»: история читательницы и комментарий психолога

Почему семья может не поддерживать маму с ребенком? История читательницы

Psychologies
У дуэли женское лицо У дуэли женское лицо

«Первая дуэль»: костюмная драма о фехтовальщиках и суфражистках

Weekend
«Не хрустальная, не развалишься»: токсичные фразы, которыми мать сломает жизнь любой дочери «Не хрустальная, не развалишься»: токсичные фразы, которыми мать сломает жизнь любой дочери

Колкие фразы матери, которые ломают дальнейшую судьбу девочки

VOICE
Хочу на ручки Хочу на ручки

Психолог Екатерина Приморская — о своём опыте перезагрузки в центре аюрведы

Новый очаг
«Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты» «Мы начнем все заново». Главы из романа Хелены Побяржиной «Другие ноты»

Второй роман Хелены Побяржиной о молчании, смерти, предательстве и музыке

СНОБ
Стоит только начать Стоит только начать

Советы для тех, кому лень заниматься спортом или всегда некогда

Лиза
Очень старые деньги Очень старые деньги

Какими были доходы и расходы древних римлян?

Men Today
«Нет, ваше величество…» «Нет, ваше величество…»

Как любой большой человек, Канкрин оценивался крайне противоречиво

Дилетант
Визит «дамы в черном». Как о депрессии говорят писатели Визит «дамы в черном». Как о депрессии говорят писатели

Тексты современных писателей, где депрессия стала самостоятельным героем

СНОБ
«Мы пытаемся найти героя поколения» «Мы пытаемся найти героя поколения»

Сергей Жуков — из тех людей, кого так просто и не представишь

OK!
Бернс, Лабковский, Тавваб: 5 книг для психологической поддержки Бернс, Лабковский, Тавваб: 5 книг для психологической поддержки

5 книг для психологической поддержки

СНОБ
От руки От руки

Как делают уникальные перьевые ручки Montegrappa

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Грустный «Космонавт»: как паук помогает Адаму Сэндлеру справиться с кризисом в браке Грустный «Космонавт»: как паук помогает Адаму Сэндлеру справиться с кризисом в браке

Научная фантастика «Космонавт» про грустного Адама Сэндлера в космосе

Forbes
Стыд куросвинье не товарищ Стыд куросвинье не товарищ

«Бедные-несчастные»: Йоргос Лантимос экспериментирует с чувством жалости

Weekend
Семь правил внутренней гармонии Семь правил внутренней гармонии

Если заботиться о себе, достичь внутренней гармонии не так сложно

Здоровье
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Как отличить поддельный смартфон от оригинального Как отличить поддельный смартфон от оригинального

Гайд, как обнаружить поддельное устройство, заказанное на маркетплейсе

Maxim
Темная сторона ИИ Темная сторона ИИ

Влияние нового вида интеллекта, которое трудно предсказать

Psychologies
4 правила секс-безопасности в командировке 4 правила секс-безопасности в командировке

Как сделать так, чтобы секс в командировке принес только яркие впечатления

Psychologies
Открыть в приложении