Маяки
Маяки — это про добро и надежду. Какой путь прошли северные маяки от деревянных крестов до каменных красавцев, рассказала Анастасия Макарова, которая руководит проектом «Нам светло». Весной с Настей и ее группами можно отправиться любоваться романтичными колоссами. А сейчас, зимой — готовиться к путешествию и мечтать о встрече.
Большинство работ художницы Анны Михайловой посвящено маякам. Анна живет в Петербурге и рисует этих суровых красавцев в нежной акварельной технике. Получаются иллюстрации такие уверенные и характерные, что мы решили дополнить ими статью о Белом море.
Когда Санкт-Петербурга не было ещe и в проекте, мы имели выход к единственному морю — Белому, или Студeному, как называли его в древности. В IX веке по берегам Беломорья расселились выходцы из Новгородского княжества — поморы, до Петра I они были главными и самыми опытными моряками страны. Торговали со скандинавами, а позже и со всей Европой, плавали по рекам на юг и по морям на крайний север. Поморы придумали лодки особой конструкции — «кочи». Нос такой лодки имел форму ложки, благодаря которой суденышко наползало на лед и продавливало его — это были первые «ледоколы». Адмирал С. О. Макаров взял такую форму за основу, когда строил свой легендарный ледокол «Ермак». Поморы ставили по берегам Белого моря первые маяки — деревянные кресты, ориентированные по сторонам света и так называемые «гурии» — груды камней с шестом. На шест привязывалась веревка с яркой тряпочкой. От ветра веревка раскачивалась — «мáяла», маячила, подавала знак. Капитальные, классические маяки на Белом море стали строить только в XIX веке — познакомимся с тремя из них и с людьми, которые жили на границе воды и земли.