Сцена / Губернаторы
Тополя — не деревья
Виктор Толоконский, Красноярский край, 2014–2017
Личность губернатора: пение
Губернатор публично объявил о своей отставке, не дожидаясь официального указа президента. Это, пожалуй, был самый решительный поступок за все годы работы.
— Я ухожу и даже уезжаю, — начал Виктор Толоконский свою прощальную речь в зале, куда почему-то не пустили журналистов.
Такая закрытость в конце срока удивила. До последнего губернатор охотно общался с прессой, устраивая 30-минутные шоу из коротких брифингов, а на робкие попытки пресс-секретаря прервать монолог похлопывал того по плечу и говорил: «Все нормально».
Мог Толоконский и помочь журналистке подержать микрофон или позволял настроить баланс белого на телекамере по своей белоснежной рубашке. Такое поведение на фоне закрытого предшественника Льва Кузнецова казалось непривычным.
Губернатор никогда не бегал от острых вопросов. Правда, как опытный советский номенклатурщик, начавший карьеру еще в конце 70-х, он профессионально «забалтывал» неудобные темы. Бесконечные монологи губернатора во время интервью запомнили многие местные журналисты.
Демократичность распространялась не только на общение с прессой: сразу после назначения был снят пост охраны у губернаторского кабинета. Толоконский стал ездить на переднем сиденье служебного «Лексуса», чтобы его могли видеть люди, говорит источник в администрации края.
Наверняка запомнится красноярцам главная слабость Толоконского: любовь к публичному пению. В дни общегородских праздников чиновник менял костюм на легкое поло и джинсы и выходил на сцену. Репертуар был обширен — шансон («Вальс-Бостон», «Поцелуй меня, удача»), советские шлягеры («Команда молодости нашей»), хиты 90-х («Как упоительны в России вечера»). Все бы ничего, но красноярцы не пришли в восторг от концертов, и вскоре те прекратились.
Обиженный губернатор жаловался журналистам «Аргументов и фактов» на жителей одной из окраин Красноярска: «Приезжаем… аудитория вся татуированная — просто синие все. Я говорю: батюшки! И пенсионеров человек 20. Такое может быть только в Красноярске. Передо мной на разогрев филиппинцев выпустили. Эти татуированные совсем обалдели, потому что они с похмелья вышли прогуляться, а тут мулатки орут, танцуют, в бубны бьют. И после этого мы выходим. Деваться некуда, музыканты из Новосибирска приехали, не зря же».
Хроника
Сразу после назначения в мае 2014 года губернатор Толоконский сразу почувствовал холодок со стороны красноярцев: он был «варягом», даже спустя год работы путал названия центральных улиц и при первом удобном случае улетал в Новосибирск. Отсутствием желания укореняться в Красноярске многие объясняют решение не приводить за собой людей, которое очень порадовало местные элиты.
Зато удивил элиты стиль управления — с крупными бизнесменами из «нефтянки» и металлургии Толоконский общался, будто с коммерсантами средней руки. А группировок в Красноярске много — это и представители крупных монополий типа СГК (владельцы ТЭЦ), «Роснефти», «Русала», «Норильского никеля», угольщиков из СУЭКа.
— Он решал только текущие проблемы и не предложил крупному бизнесу никакой стратегии на долгое время. Его стиль можно характеризовать как византийский — не вмешивайся в конфликты, но разделяй и властвуй, — говорит политический консультант Виктор Потуремский.
— Он на все отвечал «да». Проходит месяц — ничего не двигается, — жалуются крупные бизнесмены.
— Ему очень хотелось, чтобы его любили. Такой он человек. Он и этого слушал, и того, и кивал всем подряд… Потом приходило время садиться проектировать бюджет. И вот на то, что обещано, средств не хватало. Этот груз начал копиться и давить. А люди привыкли, что руководство края дает обещания редко, но точно их выполняет, — рассказывает источник во власти.
Впрочем, перед подчиненными Толоконский любил показать свою силу. Чего стоит обещание «раздавить» энергетиков, которые не могут перенести опоры ЛЭП и задерживают сдачу одной из главных строек Красноярска XXI века — 4-го моста.
— Если я начну давить, то от «Красноярскэнерго» ничего не останется. Я так раздавлю, что мало не покажется, — жестко выговаривал губернатор, но после громкого заявления кадровых выводов не последовало.
Гендиректор телекомпании ТВК Вадим Востров вспоминал еще одну историю: во время кулуарной встречи со своей пресс-службой Толоконский грозился закрыть системно критиковавший его канал. «Скажите, что вам мешает? Что мешает вашей работе? ТВК? Тогда я закрою ТВК!» — кричал губернатор. Однако Толоконский ушел, а канал продолжает работу.
— Во время правления Толоконского край не сотрясали громкие отставки и разборки. Все в общем-то остались при своих, — подводит итоги знакомый с ситуацией в администрации края чиновник.
В 2015 году Толоконский отменил прямые выборы мэра Красноярска, но натолкнулся на ожесточенное сопротивление части депутатов Горсовета. Против выступили оппозиционные «Патриоты России», лидером которых считается известный «авторитетный бизнесмен» Анатолий Быков. Укрощать строптивых депутатов пришлось прокуратуре и суду — спустя почти год всенародные выборы отменили. Вскоре после этого в интернете начала гулять шутка о противостоянии «Толи Быкова» и «Толи Конского».
Появилась и напряженность в отношениях с Заксобранием во главе с влиятельным спикером Александром Уссом (он и стал губернатором после Толоконского).
В публичную сферу конфликт вылился при решении о приватизации компании «Красноярскнефтепродукт» — стратегически важного предприятия, обеспечивавшего топливом отдаленные северные территории края. «Он иногда принимал импульсивные решения, потом приходилось много биться, чтобы он услышал другие доводы. Одна из точек напряжения с Заксобранием возникла, когда он поставил задачу распродавать краевую собственность», — говорит вице-спикер местного парламента Алексей Клешко. В итоге под давлением депутатов губернатор отказался от затеи. Он же поддержал другую скандальную инициативу — увеличить парламентариям зарплату вдвое, до 200 тыс. рублей.
В промышленном Красноярске тема экологии стоит особенно остро. На ней в регионе зарабатывают символический капитал разные политические силы. Губернатор после ряда протестов тоже поймал тренд, создав министерство экологии — пока оно, судя по риторике, просто отводит удар от крупных загрязнителей и пытается обвинить в смоге авто и маленькие котельные.
Что такое режим «черного неба» — время, когда в городе нечем дышать, — знает каждый красноярец. За год таких дней набирается около 60. Однажды, отвечая на вопросы журналистов о смоге над Красноярском, губернатор выдал афоризм, моментально ушедший в народ: «Подует ветер — и все будет нормально». Закрепил успех Толоконский во время доклада о вырубке рощи, заявив: «Тополя — не деревья!» Губернатор постепенно и неумолимо превращался в человека-мема, фотографии со смешными гримасами и подписями с «крылатыми» фразами которого до сих пор гуляют по соцсетям.
Мемы порождала и его колоритная супруга. Наталья Толоконская — женщина весьма оригинальная, о чем говорят хотя бы ее вера в силу гомеопатии и высказывания о пользе гриппа. Экс-первая леди активно ведет «Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)», где одна из подписчиц однажды пожаловалась, что в городе нечем дышать. В ответ Наталья Толоконская предложила новую формулу спасения от плохой экологии: «Когда в голове чистых мыслей станет больше, грязевый воздух перестанет быть опасным! Могу научить как врач! Это моя зона ответственности и компетентности!»
Характер режима
Слабый авторитаризм. Ключевой конфликт — с местными элитами, консолидированными в Заксобрании, — в итоге проигран.
Итоги правления
Доходы края выросли со 166 млрд рублей в 2015 году до 191 млрд рублей в 2017-м. При всех своих имиджевых неудачах Виктор Толоконский хорошо работал с финансами.
— Он мог выбить дотации из Москвы и увеличил доходы бюджета, — говорит политолог Евгений Минченко.
С первого года работы Толоконский инициировал выделение миллиарда рублей на дорожные работы внутри муниципалитетов. При нем начали открываться инженерные и математические классы в школах, ввели доплату в 5 тыс. рублей студентам с высоким баллом ЕГЭ.
При Толоконском завершилась стройка 4-го моста и крупной развязки в Красноярске, началось возведение объектов зимней Универсиады-2019. Однако все решения принимались еще его предшественниками. Универсиада даже могла повредить репутации Толоконского — за отставание в графиках строительства по нескольким объектам губернатор в марте 2017 года получил от Путина нагоняй.
Пост сдал — пост принял
Республика Дагестан
Местный — неместный
Омоложение: нет
Ушел:
Рамазан Абдулатипов
Возраст: 71 год
Правление: 1 января 2014 года — 27 сентября 2017 года
Пришел:
Владимир Васильев
Возраст: 68
Откуда: глава фракции «Единой России» в Госдуме, в прошлом — замглавы МВД
Ненецкий автономный округ
Местный — неместный
Омоложение: нет
Ушел:
Игорь Кошин
Возраст: 43 года
Правление: 14 сентября 2014 года — 28 сентября 2017 года
Пришел:
Возраст: 38 лет
Александр Цыбульский
Откуда: замглавы Минэкономразвития
Приморский край
Неместный — местный
Омоложение: нет
Ушел:
Владимир Миклушевский
Возраст: 50 лет
Правление: 16 марта 2012 года — 4 октября 2017 года
Пришел:
Андрей Тарасенко
Возраст: 54 года
Откуда: гендиректор ФГУП «Росморпорт»
Орловская область
Питерский — московский
Омоложение: да
Ушел:
Вадим Потомский
Возраст: 45 лет
Правление: 23 сентября 2014 года — 5 октября 2017 года
Пришел:
Андрей Клычков
Возраст: 38 лет
Откуда: глава фракции КПРФ в Мосгордуме
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl