Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Про театральных критиков и собак

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Для романтиков. Для людей. Для интеллектуалов

У творческой свободы есть подвох — решать, как ей распорядиться, можно веками. Вот, например, эта колонка. Что может быть проще: ты смотришь по три спектакля в неделю, выбираешь самый актуальный/спорный/модный и пишешь о нем. Но выбирать приходится как минимум из шести, а колонка только одна. Бывают, конечно, удачи: «Золотая маска» объявила номинантов или лауреатов, выпускающий редактор попросила сделать обзор премьер на январь… В момент очередных творческих мук в моих ногах что-то зашуршало.

— Матильда, твою собачью бабушку! Матильда — это моя собака. Театральная собака: про ее дела регулярно спрашивают на премьерах. Матильда жевала программку. «Я свободен», театр post, 2012 год. То ли акция, то ли собачий манифест. Спектакль, кстати, тоже был манифестом нового театра. Да и чем еще может быть работа по пьесе из 535 фотографий и 13 подписей. А именно так выглядит пьеса Павла Пряжко.

Тогда, в 2012-м, этот спектакль был очень вежливой, очень корректной — как и сам исполнитель, он же режиссер Дмитрий Волкострелов, — но революцией. Возможность наблюдать за собственными реакциями и видеть собственное параллельное кино, сотканное из случайных размытых кадров. Прошлым летом театр выпустил второй спектакль по тому же тексту, но на сей раз от режиссера Всеволода Лисовского. Теперь театр играет «освобождающую» дилогию вместе и поодиночке. Матильда не учла, что почти семилетний спектакль не может быть поводом для колонки. Нет повода — нет текста. Но у непремьерного и нефестивального зрителя другая логика: наличие свободного вечера, желание сходить в театр парой… Режиссерам хочется, чтобы их спектакли жили. В итоге я отправилась в театр «Практика» — на спектакль про «человека-собаку» Олега Кулика. Один из авторов, режиссер Эдуард Бояков, недавно стал худруком МХТ им. Горького, а некоторое время тому назад столь резко сменил вкусы и взгляды, что уже невозможно представить, что этот человек поставил этот спектакль и придумал «Практику». По дороге домой я решила в любом непонятном случае писать про постановку, программку которой сжует Матильда… Но на этот раз Матильда сжевала сумку — пафосную, как премьера модного режиссера.

Разговоры

Режиссер Борис Павлович Санкт-Петербург, пространство «Квартира»
27.02

Для людей. Для интеллектуалов

Тот случай, когда не спектакль едет в Москву, а конкурсное жюри «Золотой маски» едет смотреть спектакль. Все потому, что работы Бориса Павловича неотделимы от пространства, созданного в бывшей коммуналке на Мойке, 40. «Квартира» отсылает к реальной квартире философа Липавского на Гатчинской, где в 30-е собирались обэриуты. А «Разговоры» — первая премьера «Квартиры», претендующая на победу в номинации «Эксперимент». В спектакле стремятся преодолеть повседневность и прорваться к спонтанности, а среди участников — подопечные Центра «Антон тут рядом».

Asunder / На части

Хореограф-балетмейстер Гойо Монтеро
Пермский театр оперы и балета на сцене театра «Геликон-опера»
21.02

Для интеллектуалов

В копродукции Пермской оперы и фестиваля Context. Diana Vishneva звучат Вагнер и Шопен, а шестнадцать танцовщиков становятся единым организмом — в одинаковых комбинезонах они воплощают идею бессюжетного балета о непрерывности танца. Кстати, в двадцатиминутном балете два финала: ненастоящий, где артисты кланяются невидимым зрителям, и настоящий, якобы на бис.

Sociopath

Режиссер Андрей Прикотенко
Театр Старый дом (Новосибирск) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
26.02

Для людей

Фестиваль «Золотая маска» потихоньку начинает перетягивать внимание на себя. Билеты стремительно тают, в том числе и на программу «Маска плюс», составленную из спектаклей, недобравших до конкурса одногодвух голосов. На Sociopath на момент написания анонса еще было можно попасть. Зачем? Критик Алексей Киселев, работавший в экспертном совете «Золотой маски» (туда входят люди, формирующие программу фестиваля), например, говорит, что Sociopath — спектакль, на который «надо затаскивать школьников, и они потом благодарят». В самом популярном на сегодня спектакле Новосибирска — и рэп, и сегвеи, и видеопроекторы, и дерзкие актеры, рассказывающие о знакомом герое — только на этот раз он обитает в киберреальности.

Медея

Режиссер Евгения Сафонова
Театр Ленсовета на сцене Театра Наций
20.02

Для интеллектуалов

На московский показ спектакля (опять же в программе «Маска Плюс») не попасть, но взять его на заметку и увидеть в Петербурге стоит. Во-первых, Евгения Сафонова — текстоцентричный режиссер, умеющий расставлять акценты так, что даже известный практически наизусть текст звучит иначе («Братья» по Достоевскому). Во-вторых, в «Медее» Сафонова миксует Еврипида, Сенеку и Хайнера Мюллера, а во время работы над спектаклем смотрела с артистами «Медей» фон Триера и Пазолини. Это возможность разобраться, как один из самых кровавых мифов отражается не только в сегодняшнем дне, но и в тебе персонально.

Фото Из личного архива Елены Смородиновы; Margarita Novoselova/goldenmask; Anton Zavjyalov/goldenmask; Victor Dmitriev/goldenmask; goldenmask.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Наталье Поповой, режиссеру и психологу. Об инклюзивном театре 7 вопросов Наталье Поповой, режиссеру и психологу. Об инклюзивном театре

О том, чему может научить особый театр актеров и зрителей

Русский репортер
Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика

Почему мы считаем родительские убеждения устаревшими и обесцениваем их опыт

Psychologies
Жила-была Жила-была

Удивительная история о ремесле, таланте, упрямстве и любви

Новый очаг
Если села батарейка Если села батарейка

20 способов восстановиться за 15 минут

Лиза
Предисловие Предисловие

В чем особенности процессов колонизации и как превратить мечту в перспективу

Вокруг света
Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих

Почему из-за развития цифровых технологий снижаются когнитивные функции человека

Монокль
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли в центре Млечного Пути находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
Блеск и несчастья «Великого Гэтсби» Блеск и несчастья «Великого Гэтсби»

Краткая история главного американского произведения 1920‑х

Weekend
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Поставки по расписанию Поставки по расписанию

Что экспортировал СССР во время войны

Эксперт
«У художника нет цели — только путь» «У художника нет цели — только путь»

Зорикто Доржиев о том, как искать себя в легендах и находить на Christie’s

Weekend
Конструктор маркет-независимости Конструктор маркет-независимости

Как селлерам помогают сервисы по созданию независимых интернет-магазинов

Монокль
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Деньги или дружба? Деньги или дружба?

Подруга занимает деньги и не отдает. Как вернуть долг и сохранить отношения?

Лиза
Соль земли Соль земли

Зимнее путешествие по Пермскому краю: ледяная пещера, Чердынь и виды Колвы

Отдых в России
Платеж за доверие Платеж за доверие

Рынок платежных агентов все больше консолидируется вокруг банков

Ведомости
Твердый знак Твердый знак

Как выбрать камни для амулетов и украшений, чтобы не навредить себе и близким

Лиза
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Снаряды против пушек Снаряды против пушек

Даже в первый год Великой Отечественной войны в СССР проходили соревнования

Ведомости
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Как сохранить близость с детьми, даже когда они становятся взрослыми Как сохранить близость с детьми, даже когда они становятся взрослыми

Если вы хотите, чтобы ваши дети всегда доверяли вам, следуйте этим советам

Inc.
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Люся Чеботина: «Люблю вызовы и эксперименты» Люся Чеботина: «Люблю вызовы и эксперименты»

Люся Чеботина о весне, вдохновении и любви

Лиза
Открыть в приложении