Про театральных критиков и собак
У творческой свободы есть подвох — решать, как ей распорядиться, можно веками. Вот, например, эта колонка. Что может быть проще: ты смотришь по три спектакля в неделю, выбираешь самый актуальный/спорный/модный и пишешь о нем. Но выбирать приходится как минимум из шести, а колонка только одна. Бывают, конечно, удачи: «Золотая маска» объявила номинантов или лауреатов, выпускающий редактор попросила сделать обзор премьер на январь… В момент очередных творческих мук в моих ногах что-то зашуршало.
— Матильда, твою собачью бабушку! Матильда — это моя собака. Театральная собака: про ее дела регулярно спрашивают на премьерах. Матильда жевала программку. «Я свободен», театр post, 2012 год. То ли акция, то ли собачий манифест. Спектакль, кстати, тоже был манифестом нового театра. Да и чем еще может быть работа по пьесе из 535 фотографий и 13 подписей. А именно так выглядит пьеса Павла Пряжко.
Тогда, в 2012-м, этот спектакль был очень вежливой, очень корректной — как и сам исполнитель, он же режиссер Дмитрий Волкострелов, — но революцией. Возможность наблюдать за собственными реакциями и видеть собственное параллельное кино, сотканное из случайных размытых кадров. Прошлым летом театр выпустил второй спектакль по тому же тексту, но на сей раз от режиссера Всеволода Лисовского. Теперь театр играет «освобождающую» дилогию вместе и поодиночке. Матильда не учла, что почти семилетний спектакль не может быть поводом для колонки. Нет повода — нет текста. Но у непремьерного и нефестивального зрителя другая логика: наличие свободного вечера, желание сходить в театр парой… Режиссерам хочется, чтобы их спектакли жили. В итоге я отправилась в театр «Практика» — на спектакль про «человека-собаку» Олега Кулика. Один из авторов, режиссер Эдуард Бояков, недавно стал худруком МХТ им. Горького, а некоторое время тому назад столь резко сменил вкусы и взгляды, что уже невозможно представить, что этот человек поставил этот спектакль и придумал «Практику». По дороге домой я решила в любом непонятном случае писать про постановку, программку которой сжует Матильда… Но на этот раз Матильда сжевала сумку — пафосную, как премьера модного режиссера.
Разговоры
Режиссер Борис Павлович Санкт-Петербург, пространство «Квартира»
27.02
Для людей. Для интеллектуалов
Тот случай, когда не спектакль едет в Москву, а конкурсное жюри «Золотой маски» едет смотреть спектакль. Все потому, что работы Бориса Павловича неотделимы от пространства, созданного в бывшей коммуналке на Мойке, 40. «Квартира» отсылает к реальной квартире философа Липавского на Гатчинской, где в 30-е собирались обэриуты. А «Разговоры» — первая премьера «Квартиры», претендующая на победу в номинации «Эксперимент». В спектакле стремятся преодолеть повседневность и прорваться к спонтанности, а среди участников — подопечные Центра «Антон тут рядом».
Asunder / На части
Хореограф-балетмейстер Гойо Монтеро
Пермский театр оперы и балета на сцене театра «Геликон-опера»
21.02
Для интеллектуалов
В копродукции Пермской оперы и фестиваля Context. Diana Vishneva звучат Вагнер и Шопен, а шестнадцать танцовщиков становятся единым организмом — в одинаковых комбинезонах они воплощают идею бессюжетного балета о непрерывности танца. Кстати, в двадцатиминутном балете два финала: ненастоящий, где артисты кланяются невидимым зрителям, и настоящий, якобы на бис.
Sociopath
Режиссер Андрей Прикотенко
Театр Старый дом (Новосибирск) на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
26.02
Для людей
Фестиваль «Золотая маска» потихоньку начинает перетягивать внимание на себя. Билеты стремительно тают, в том числе и на программу «Маска плюс», составленную из спектаклей, недобравших до конкурса одногодвух голосов. На Sociopath на момент написания анонса еще было можно попасть. Зачем? Критик Алексей Киселев, работавший в экспертном совете «Золотой маски» (туда входят люди, формирующие программу фестиваля), например, говорит, что Sociopath — спектакль, на который «надо затаскивать школьников, и они потом благодарят». В самом популярном на сегодня спектакле Новосибирска — и рэп, и сегвеи, и видеопроекторы, и дерзкие актеры, рассказывающие о знакомом герое — только на этот раз он обитает в киберреальности.
Медея
Режиссер Евгения Сафонова
Театр Ленсовета на сцене Театра Наций
20.02
Для интеллектуалов
На московский показ спектакля (опять же в программе «Маска Плюс») не попасть, но взять его на заметку и увидеть в Петербурге стоит. Во-первых, Евгения Сафонова — текстоцентричный режиссер, умеющий расставлять акценты так, что даже известный практически наизусть текст звучит иначе («Братья» по Достоевскому). Во-вторых, в «Медее» Сафонова миксует Еврипида, Сенеку и Хайнера Мюллера, а во время работы над спектаклем смотрела с артистами «Медей» фон Триера и Пазолини. Это возможность разобраться, как один из самых кровавых мифов отражается не только в сегодняшнем дне, но и в тебе персонально.
Фото Из личного архива Елены Смородиновы; Margarita Novoselova/goldenmask; Anton Zavjyalov/goldenmask; Victor Dmitriev/goldenmask; goldenmask.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl