Театр
Мнение: Анна К в городе К
Все иммерсивные спектакли хотят быть как Sleep No More (самое знаменитое шоу команды Punchdrunk, идущее в ньюйоркском отеле), каждый думает, как это устроить. Варианты решения — позвать тех, кто наверняка знает, из-за границы (как сделали в московских «Вернувшихся»), попробовать перепридумать жанр, как было, например, в «Норманске» по Стругацким. Третий вариант — сделать по законам жанра, но самим. Этим путем пошли в Казани, где режиссер Диана Сафарова поставила иммерсивную «Анну Каренину». Кстати, Сафарова — один из сооснователей фонда «Живой город», отвечающего за театральный авангард в городе. Играют главный роман про измену в бывшем ЗАГСе. Здание готовили под спектакль специально с помощью щедрых спонсоров, благодаря которым туда, например, снова подключили коммуникации и отопление.
Ощущение обеспечивается таймингом: за четыре часа, что идет «Каренина», шагомер запросто выдает около двух десятков тысяч шагов. Иммерсивность, дающая зрителю возможность оказаться внутри действия и следовать за любым героем, кажется ключом к многослойным классическим романам. Другое дело, что зрители ожидаемо двигаются по линиям основных героев. И в одной из сцен я чувствовала себя прямо-таки мучителем исполнителя роли Вронского из-за того, что все не уходила и не уходила за толпой. Впрочем, актерское существование проверяется и уточняется в таких историях именно на премьерах: просчитать все зрительские реакции заранее просто невозможно. Не все казанские актеры соответствовали способу существования в таком театре — тут тоже есть задел для роста.
А главное — не постесняться и в словосочетании «иммерсивное шоу» поставить акцент на второе слово. Создатели «Карениной» как минимум подумали о шоу как о развлечении — здесь есть своя валюта, которую можно потратить в баре, работающем на протяжении всего спектакля, в книжном или парфюмерном магазине (специально для постановки созданы три аромата). Стоит и зрителям воспользоваться этой возможностью — Толстой не обидится.
Анна Каренина
Режиссер Диана Сафарова
Казань, Особняк Демидова
Для людей | Для романтиков
Иранская конференция
Режиссер Иван Вырыпаев
Москва, Театральный центр на Страстном
14/12–17/12
Для интеллектуалов | Для людей
«Иранская конференция» — польская премьера Ивана Вырыпаева и первая возможность увидеть новую работу режиссера и драматурга, несколько лет назад уехавшего из России. По сюжету, на симпозиуме в Копенгагене собираются девять ученых, чтобы обсудить положение дел на Ближнем Востоке и в Иране. Встреча, как всегда в последних текстах Вырыпаева, выливается в разговор о том, что волнует автора — о способности слышать себя и другого, следовать за сердцем и искать свою самость. Премьеру сыграли в сентябре в Варшаве, в Москве спектакль покажут на английском языке с синхронным переводом на русский, переводить будет сам Вырыпаев.
Территория Сахалин
Сахалинская область
03/12–09/12
Для интеллектуалов | Для людей
Фестиваль-школа современного искусства «Территория» продолжает соответствовать названию и осваивать Россию: в декабре современное искусство не по сезону отправляется на остров. Большая часть программы пройдет в Сахалинском театральном центре имени Чехова (центр выступает соорганизатором фестиваля). Если вы живете на Сахалине или зачем-то отправитесь туда в декабре, обратите внимание на моноспектакль Дмитрия Сердюка по поэзии Бродского — эта постановка проедет по нескольким городам Сахалинской области, а также на свежую премьеру Мастерской Брусникина «Не про это» по Маяковскому.
Новые люди
1/12–16/12
Калуга
Для людей
В декабре в Калуге впервые пройдет Международный театральный фестиваль, куда приедет более 20 театров, в том числе из Италии, Великобритании и Англии. В программе — уличный театр, современный танец, иммерсивный и документальный театр, театр для детей. А режиссер Талгат Баталов, известный работами в Театре.doc и иммерсивным «Зеркалом Карлоса Сантоса», ставит вербатим #прокалугу.
Новый европейский театр
30/11–20/12
Москва
Для интеллектуалов
Новый европейский театр, который придумали театральные критики Роман Должанский и Марина Давыдова, празднует юбилей. Из фестиваля NET, возившего самое авангардное, выросли современные фестивали; он воспитал режиссеров, получивших возможность посмотреть Марталера, Митчелл, Папаиоанну и других корифеев западной сцены. На Марталера и последний спектакль эстонского театра NO99, который прекратит свое существование после гастролей в Мос кву, билетов нет. Но на многое другое они еще доступны — например, на «Ведьм», которые Клим Козинский, ученик Бориса Юхананова, поставил в бельгийском театре Яна Фабра «Трубляйн», или на холокост-кабаре «Суд над Джоном Демьянюком» Ильи Мощицкого. Вообще же на любой спектакль в программе NET стоит идти не раздумывая.
Фотографии: из архива пресс-службы; territoryfest.ru; Катажина Хмура-Цигелковская; Фрол Подлесный
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl