К какому новому мировому порядку приведет глобальная торговая война?

Русский репортерБизнес

США против Huawei

К какому новому мировому порядку приведет глобальная торговая война?

15 мая президент США Дональд Трамп объявил о введении в стране чрезвычайного положения — для обеспечения безопасности информационной и коммуникационной инфраструктуры. Имя угрозе, подтолкнувшей самую богатую и технологически развитую страну мира к столь чрезвычайным мерам, которых не удостоились даже «русские хакеры» — Huawei. Любые компании мира, поставляющие американские компоненты Huawei, теперь попадут под санкции — и они одна за другой отказываются иметь дело с бывшим партнером, вдруг оказавшимся в самой сердцевине новой оси зла — на месте, вроде бы уже прочно занятом Россией. Как же китайской компании, о которой еще несколько лет назад никто не слышал, удалось стать столь мощной фигурой на «мировой шахматной доске», что из-за нее началась крупнейшая в ХХI веке торговая война?

Для людей, далеких от IT-вселенной, Huawei — просто популярная марка смартфонов. Очень популярная: ей принадлежит 13% мирового рынка, и с каждым годом Huawei отбирает у конкурентов все больше. В 2018 году компания обогнала Apple и вышла на второе место после Samsung. Это единственная китайская компания, которая зарабатывает за рубежом больше, чем на родине.

Для тех, кто что-то понимает в IT, Huawei — крупнейший в мире производитель телеком-оборудования, его продукцию закупает 80% телекоммуникационных компаний. Выходя со смартфона в сеть 4G, большая часть человечества пользуется инфраструктурой, разработанной Huawei. Сейчас цивилизация готовится переходить на новый 5G-интернет, сулящий необыкновенные возможности, — и в этом переходе ведущую роль играет Huawei. Именно она создает львиную долю оборудования для сетей 5G, фактически являясь монополистом в этой области.

Для официального США Huawei — «китайские шпионы», ворующие технологии у западных конкурентов и помогающие китайским спецслужбам собирать данные. А еще — недобросовестные конкуренты, благодаря дешевой рабочей силе и поддержке государства устраивающие на мировом рынке демпинг, выходя с конкурентным продуктом на 20-30% дешевле. Но главная опасность в том, что инфраструктура 5G, интернета завтрашнего дня, будет неподконтрольна США. Дело не только в возможных «черных ходах» и «закладках», которые могут быть установлены в таком оборудовании, ожидая своего часа, но, конечно, и в нежелании США терять лидерские позиции в мире будущего.

Для Китая Huawei — национальная гордость, особенно в последние дни, когда китайцы патриотично скупают ее товары и бойкотируют все американское. Само название Huawei содержит игру слов, его можно перевести и как «великолепное достижение», и как «деяния Китая». И действительно, история компании отлично иллюстрирует китайские достижения и деяния последних десятилетий.

История успеха

Создатель Huawei, скрытный и обладающий военной выправкой 74-летний Жэнь Чжэнфэй, был одним из семи детей в семье школьных учителей. «Всю молодость я ходил в перелатанной одежде», — любит повторять миллиардер. Он окончил строительный институт и увлекся электроникой, но лучшим социальным лифтом для ребенка из бедной семьи (родители которого к тому же отсидели срок в трудовых лагерях во времена Культурной революции) оказалась армия. Там Жэнь стал военным инженером и уже в конце 1970-х впервые попал в IT-отдел оборонного НИИ. В это время Китай начал стремительно меняться. В 1982 году на XII съезде компартии Дэн Сяопин провозгласил курс на рыночную экономику и сокращение доли госсектора, развитие науки и техники, политику открытых дверей для иностранного бизнеса. Жэнь слышал эту речь из первых уст — в НИИ его выбрали делегатом съезда. Вскоре он покинул армию, собрал первоначальный капитал (не без помощи государства) и основал Huawei — в Шэньчжэне, на границе с Гонконгом, где Дэн Сяопин создал первую в Китае особую экономическую зону — китайское «окно в Европу». «Мы просто хотели производить маленькие электронные штуки, которые было бы легко продать», — вспоминает Чжэнфэй.

Создатель компании Huawei Жэнь Чжэнфэй

Сейчас Шэньчжэнь — самый «молодой» с точки зрения возраста жителей и самый быстрорастущий мегаполис в Срединном государстве. За тридцать лет на месте рыбацкой деревушки вырос нескончаемый лес небоскребов и появилась мощнейшая индустрия. Местный завод Foxconn на пару с таким же тайваньским производит львиную долю айфонов и прочей продукции Apple. Huawei все это время захватывала один региональный рынок за другим, получала все большие госконтракты, производила все более сложную и качественную электронику, а в нулевых, наконец, начала полномасштабное наступление на глобальный рынок. Но главным партнером компании всегда было китайское правительство, требующее импортозамещения в работе сетей связи и вкладывающее миллиарды в их модернизацию. Именно эта связь Huawei с правительством Китая стала главным пунктом обвинений со стороны США. И действительно, без поддержки государства всей этой истории бы не случилось, как не было бы без поддержки государства и истории успеха SpaceX или Boeing, Силиконовой долины, да и всей современной высокотехнологичной индустрии. А где государство, там и спецслужбы — если с ними приходится сотрудничать крупнейшим западным IT-компаниям, то что уж говорить о китайских?

Глобализация по…

Плакат у входа в штаб-квартиру Huawei изображает Ленина, показывающего пропуск охраннику-красноармейцу, подавая пример входящим: мол, даже великий вождь не считал зазорным предъявлять пропуск — и вы свой предъявите-ка! Кроме плаката, ничто не напоминает о том, что вокруг — Китай. В кампусе, достойном любого из флагманов глобальной IT-индустрии, люди в элегантных костюмах на хорошем английском рассуждают о цифровой трансформации мира и будущей тотальной связности, когда интернет есть всегда и везде как естественная и необходимая часть среды — таким должен стать мир в эпоху 5G.

Насколько изменился Китай за эти 30 лет — не внешне, переодевшись в европейскую одежду, а внутренне, на уровне ценностей? При всем величии и невероятной скорости роста, его по-прежнему никак не назовешь притягательным образцом, которому все хотят подражать. Как бы ни богатели китайцы, на них смотрят как на убогих, которых собственное правительство отрезало от глобальной культуры: в Китае не работают ни сервисы Google, ни Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), ни Wikipedia. Еще недавно мы смотрели на китайцев и думали: должны ведь технологии изменить всю эту архаику, они же неизбежно сделают мир единым и глобальным, а людей — свободными. Вопрос только — как быстро?

Но оказалось, западный мир идет в авангарде антиглобалистского тренда. Развитие технологий гораздо быстрее сделает США похожими на Китай, чем США на Китай. Цензура Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), шпиономания и идеологические истерики в СМИ, пещерные заявления американских политиков и дипломатов, все чаще сводящиеся к тому, что «мы самые крутые и заставим вас сделать по-нашему», — это только поверхность, а за ней — эгоистические национальные интересы.

Дальше — дезинтеграция?

Америка была идеологом и проводником глобализации лишь в однополярном мире, пока ей это было выгодно — соответствовало национальным интересам и укрепляло мировое лидерство. На чем будет основано это лидерство теперь, когда оказалось, что главные «провайдеры глобализации», такие как Google, могут в любой момент просто перекрыть вам рубильник к своим сервисам по воле какого-нибудь Трампа? Получается, все правильно делает наше правительство, обеспечивая «суверенный интернет»? Действия США во всем мире поймут однозначно: необходима независимость в IT, любая страна или компания, пользующаяся высокими американскими технологиями, отныне находится под угрозой.

Не так важно, чем закончится нынешняя торговая война, устоит ли Huawei в схватке с США. Гораздо важнее глобальный и набирающий обороты тренд на дезинтеграцию мира, который эти события проявили и ускорили. В итоге проиграют все. И китайская, и американская, и даже российская экономики понесут большие убытки. Глобальная телекоммуникационная индустрия, которую сейчас характеризуют глубокая кооперация и взаимозависимость, расколется на враждебные друг другу национальные и замедлит развитие. На несколько лет затянется переход планеты на 5G, да и вообще будущее окажется дальше, чем ожидалось.

Популярность, любовь и зависть к США в мире была вызвана тем, что здесь создавалось наше общее будущее. Получается, что теперь у каждой страны оно будет свое? С точки зрения технологий это особого смысла не имеет — они так или иначе делают планету маленькой, подводят нас к необходимости интеграции. Проблема в том, что национальные государства, преследуя свои личные интересы, оказались не в состоянии договориться.

Знамя глобализма, пути к единой планетарной цивилизации, оказалось брошенным — кто теперь поднимет его?

Андрей Константинов
Фотографии: huawei.com; Vincent Yu/AP/TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Три этажа музыки Три этажа музыки

В Зарядье зазвучал самый большой орган Москвы

Огонёк
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Заводной мандарин Заводной мандарин

Узники китайских лагерей рассказывают про общество будущего

Русский репортер
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
Свидание с Россией Свидание с Россией

Богатые и успешные россияне о лучших городах Сибири и Дальнего Востока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Не подходи! Не подходи!

Запрет на приближение: когда и как его можно получить

Лиза
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Самый медленный лифт в Нью-Йорке Самый медленный лифт в Нью-Йорке

Предисловие Егора Мостовщикова к книге иконы «новой журналистики» Гэя Тализа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
JONY JONY

Саундтрек жизни JONY, который поможет лучше его понять

Men Today
Амазонские дельфины помочились в воздух Амазонские дельфины помочились в воздух

Как китообразные используют мочеиспускание для коммуникации

N+1
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
Открыть в приложении