К какому новому мировому порядку приведет глобальная торговая война?

Русский репортерБизнес

США против Huawei

К какому новому мировому порядку приведет глобальная торговая война?

15 мая президент США Дональд Трамп объявил о введении в стране чрезвычайного положения — для обеспечения безопасности информационной и коммуникационной инфраструктуры. Имя угрозе, подтолкнувшей самую богатую и технологически развитую страну мира к столь чрезвычайным мерам, которых не удостоились даже «русские хакеры» — Huawei. Любые компании мира, поставляющие американские компоненты Huawei, теперь попадут под санкции — и они одна за другой отказываются иметь дело с бывшим партнером, вдруг оказавшимся в самой сердцевине новой оси зла — на месте, вроде бы уже прочно занятом Россией. Как же китайской компании, о которой еще несколько лет назад никто не слышал, удалось стать столь мощной фигурой на «мировой шахматной доске», что из-за нее началась крупнейшая в ХХI веке торговая война?

Для людей, далеких от IT-вселенной, Huawei — просто популярная марка смартфонов. Очень популярная: ей принадлежит 13% мирового рынка, и с каждым годом Huawei отбирает у конкурентов все больше. В 2018 году компания обогнала Apple и вышла на второе место после Samsung. Это единственная китайская компания, которая зарабатывает за рубежом больше, чем на родине.

Для тех, кто что-то понимает в IT, Huawei — крупнейший в мире производитель телеком-оборудования, его продукцию закупает 80% телекоммуникационных компаний. Выходя со смартфона в сеть 4G, большая часть человечества пользуется инфраструктурой, разработанной Huawei. Сейчас цивилизация готовится переходить на новый 5G-интернет, сулящий необыкновенные возможности, — и в этом переходе ведущую роль играет Huawei. Именно она создает львиную долю оборудования для сетей 5G, фактически являясь монополистом в этой области.

Для официального США Huawei — «китайские шпионы», ворующие технологии у западных конкурентов и помогающие китайским спецслужбам собирать данные. А еще — недобросовестные конкуренты, благодаря дешевой рабочей силе и поддержке государства устраивающие на мировом рынке демпинг, выходя с конкурентным продуктом на 20-30% дешевле. Но главная опасность в том, что инфраструктура 5G, интернета завтрашнего дня, будет неподконтрольна США. Дело не только в возможных «черных ходах» и «закладках», которые могут быть установлены в таком оборудовании, ожидая своего часа, но, конечно, и в нежелании США терять лидерские позиции в мире будущего.

Для Китая Huawei — национальная гордость, особенно в последние дни, когда китайцы патриотично скупают ее товары и бойкотируют все американское. Само название Huawei содержит игру слов, его можно перевести и как «великолепное достижение», и как «деяния Китая». И действительно, история компании отлично иллюстрирует китайские достижения и деяния последних десятилетий.

История успеха

Создатель Huawei, скрытный и обладающий военной выправкой 74-летний Жэнь Чжэнфэй, был одним из семи детей в семье школьных учителей. «Всю молодость я ходил в перелатанной одежде», — любит повторять миллиардер. Он окончил строительный институт и увлекся электроникой, но лучшим социальным лифтом для ребенка из бедной семьи (родители которого к тому же отсидели срок в трудовых лагерях во времена Культурной революции) оказалась армия. Там Жэнь стал военным инженером и уже в конце 1970-х впервые попал в IT-отдел оборонного НИИ. В это время Китай начал стремительно меняться. В 1982 году на XII съезде компартии Дэн Сяопин провозгласил курс на рыночную экономику и сокращение доли госсектора, развитие науки и техники, политику открытых дверей для иностранного бизнеса. Жэнь слышал эту речь из первых уст — в НИИ его выбрали делегатом съезда. Вскоре он покинул армию, собрал первоначальный капитал (не без помощи государства) и основал Huawei — в Шэньчжэне, на границе с Гонконгом, где Дэн Сяопин создал первую в Китае особую экономическую зону — китайское «окно в Европу». «Мы просто хотели производить маленькие электронные штуки, которые было бы легко продать», — вспоминает Чжэнфэй.

Создатель компании Huawei Жэнь Чжэнфэй

Сейчас Шэньчжэнь — самый «молодой» с точки зрения возраста жителей и самый быстрорастущий мегаполис в Срединном государстве. За тридцать лет на месте рыбацкой деревушки вырос нескончаемый лес небоскребов и появилась мощнейшая индустрия. Местный завод Foxconn на пару с таким же тайваньским производит львиную долю айфонов и прочей продукции Apple. Huawei все это время захватывала один региональный рынок за другим, получала все большие госконтракты, производила все более сложную и качественную электронику, а в нулевых, наконец, начала полномасштабное наступление на глобальный рынок. Но главным партнером компании всегда было китайское правительство, требующее импортозамещения в работе сетей связи и вкладывающее миллиарды в их модернизацию. Именно эта связь Huawei с правительством Китая стала главным пунктом обвинений со стороны США. И действительно, без поддержки государства всей этой истории бы не случилось, как не было бы без поддержки государства и истории успеха SpaceX или Boeing, Силиконовой долины, да и всей современной высокотехнологичной индустрии. А где государство, там и спецслужбы — если с ними приходится сотрудничать крупнейшим западным IT-компаниям, то что уж говорить о китайских?

Глобализация по…

Плакат у входа в штаб-квартиру Huawei изображает Ленина, показывающего пропуск охраннику-красноармейцу, подавая пример входящим: мол, даже великий вождь не считал зазорным предъявлять пропуск — и вы свой предъявите-ка! Кроме плаката, ничто не напоминает о том, что вокруг — Китай. В кампусе, достойном любого из флагманов глобальной IT-индустрии, люди в элегантных костюмах на хорошем английском рассуждают о цифровой трансформации мира и будущей тотальной связности, когда интернет есть всегда и везде как естественная и необходимая часть среды — таким должен стать мир в эпоху 5G.

Насколько изменился Китай за эти 30 лет — не внешне, переодевшись в европейскую одежду, а внутренне, на уровне ценностей? При всем величии и невероятной скорости роста, его по-прежнему никак не назовешь притягательным образцом, которому все хотят подражать. Как бы ни богатели китайцы, на них смотрят как на убогих, которых собственное правительство отрезало от глобальной культуры: в Китае не работают ни сервисы Google, ни Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), ни Wikipedia. Еще недавно мы смотрели на китайцев и думали: должны ведь технологии изменить всю эту архаику, они же неизбежно сделают мир единым и глобальным, а людей — свободными. Вопрос только — как быстро?

Но оказалось, западный мир идет в авангарде антиглобалистского тренда. Развитие технологий гораздо быстрее сделает США похожими на Китай, чем США на Китай. Цензура Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), шпиономания и идеологические истерики в СМИ, пещерные заявления американских политиков и дипломатов, все чаще сводящиеся к тому, что «мы самые крутые и заставим вас сделать по-нашему», — это только поверхность, а за ней — эгоистические национальные интересы.

Дальше — дезинтеграция?

Америка была идеологом и проводником глобализации лишь в однополярном мире, пока ей это было выгодно — соответствовало национальным интересам и укрепляло мировое лидерство. На чем будет основано это лидерство теперь, когда оказалось, что главные «провайдеры глобализации», такие как Google, могут в любой момент просто перекрыть вам рубильник к своим сервисам по воле какого-нибудь Трампа? Получается, все правильно делает наше правительство, обеспечивая «суверенный интернет»? Действия США во всем мире поймут однозначно: необходима независимость в IT, любая страна или компания, пользующаяся высокими американскими технологиями, отныне находится под угрозой.

Не так важно, чем закончится нынешняя торговая война, устоит ли Huawei в схватке с США. Гораздо важнее глобальный и набирающий обороты тренд на дезинтеграцию мира, который эти события проявили и ускорили. В итоге проиграют все. И китайская, и американская, и даже российская экономики понесут большие убытки. Глобальная телекоммуникационная индустрия, которую сейчас характеризуют глубокая кооперация и взаимозависимость, расколется на враждебные друг другу национальные и замедлит развитие. На несколько лет затянется переход планеты на 5G, да и вообще будущее окажется дальше, чем ожидалось.

Популярность, любовь и зависть к США в мире была вызвана тем, что здесь создавалось наше общее будущее. Получается, что теперь у каждой страны оно будет свое? С точки зрения технологий это особого смысла не имеет — они так или иначе делают планету маленькой, подводят нас к необходимости интеграции. Проблема в том, что национальные государства, преследуя свои личные интересы, оказались не в состоянии договориться.

Знамя глобализма, пути к единой планетарной цивилизации, оказалось брошенным — кто теперь поднимет его?

Андрей Константинов
Фотографии: huawei.com; Vincent Yu/AP/TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закатать в биобанку Закатать в биобанку

Кто и зачем в России собирает биологические материалы людей и животных

Русский репортер
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Заводной мандарин Заводной мандарин

Узники китайских лагерей рассказывают про общество будущего

Русский репортер
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес

Как не оказаться на грани банкротства из-за культурных различий и стереотипов

Inc.
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
На египетской картине нашли библейский синий На египетской картине нашли библейский синий

Из чего древние египтяне делали редкую краску — библейский синий

N+1
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей

Как самки оленей учатся мигрировать у собственных матерей

N+1
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика

Чем опасно бесконтрольное применение космецевтики?

Forbes
Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер

Хроническая инфекция хеликобактер служит основной причиной рака желудка

N+1
Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин

Зачем китайцев все чаще стали подталкивать к бракам с иностранками

Forbes
Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть Ошибка выжившего: как Москва искажает представление о счастье и бесконечно производит зависть

Как Москва сделала потребление культом и за сколько счастье можно купить

Правила жизни
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Открыть в приложении