К какому новому мировому порядку приведет глобальная торговая война?

Русский репортерБизнес

США против Huawei

К какому новому мировому порядку приведет глобальная торговая война?

15 мая президент США Дональд Трамп объявил о введении в стране чрезвычайного положения — для обеспечения безопасности информационной и коммуникационной инфраструктуры. Имя угрозе, подтолкнувшей самую богатую и технологически развитую страну мира к столь чрезвычайным мерам, которых не удостоились даже «русские хакеры» — Huawei. Любые компании мира, поставляющие американские компоненты Huawei, теперь попадут под санкции — и они одна за другой отказываются иметь дело с бывшим партнером, вдруг оказавшимся в самой сердцевине новой оси зла — на месте, вроде бы уже прочно занятом Россией. Как же китайской компании, о которой еще несколько лет назад никто не слышал, удалось стать столь мощной фигурой на «мировой шахматной доске», что из-за нее началась крупнейшая в ХХI веке торговая война?

Для людей, далеких от IT-вселенной, Huawei — просто популярная марка смартфонов. Очень популярная: ей принадлежит 13% мирового рынка, и с каждым годом Huawei отбирает у конкурентов все больше. В 2018 году компания обогнала Apple и вышла на второе место после Samsung. Это единственная китайская компания, которая зарабатывает за рубежом больше, чем на родине.

Для тех, кто что-то понимает в IT, Huawei — крупнейший в мире производитель телеком-оборудования, его продукцию закупает 80% телекоммуникационных компаний. Выходя со смартфона в сеть 4G, большая часть человечества пользуется инфраструктурой, разработанной Huawei. Сейчас цивилизация готовится переходить на новый 5G-интернет, сулящий необыкновенные возможности, — и в этом переходе ведущую роль играет Huawei. Именно она создает львиную долю оборудования для сетей 5G, фактически являясь монополистом в этой области.

Для официального США Huawei — «китайские шпионы», ворующие технологии у западных конкурентов и помогающие китайским спецслужбам собирать данные. А еще — недобросовестные конкуренты, благодаря дешевой рабочей силе и поддержке государства устраивающие на мировом рынке демпинг, выходя с конкурентным продуктом на 20-30% дешевле. Но главная опасность в том, что инфраструктура 5G, интернета завтрашнего дня, будет неподконтрольна США. Дело не только в возможных «черных ходах» и «закладках», которые могут быть установлены в таком оборудовании, ожидая своего часа, но, конечно, и в нежелании США терять лидерские позиции в мире будущего.

Для Китая Huawei — национальная гордость, особенно в последние дни, когда китайцы патриотично скупают ее товары и бойкотируют все американское. Само название Huawei содержит игру слов, его можно перевести и как «великолепное достижение», и как «деяния Китая». И действительно, история компании отлично иллюстрирует китайские достижения и деяния последних десятилетий.

История успеха

Создатель Huawei, скрытный и обладающий военной выправкой 74-летний Жэнь Чжэнфэй, был одним из семи детей в семье школьных учителей. «Всю молодость я ходил в перелатанной одежде», — любит повторять миллиардер. Он окончил строительный институт и увлекся электроникой, но лучшим социальным лифтом для ребенка из бедной семьи (родители которого к тому же отсидели срок в трудовых лагерях во времена Культурной революции) оказалась армия. Там Жэнь стал военным инженером и уже в конце 1970-х впервые попал в IT-отдел оборонного НИИ. В это время Китай начал стремительно меняться. В 1982 году на XII съезде компартии Дэн Сяопин провозгласил курс на рыночную экономику и сокращение доли госсектора, развитие науки и техники, политику открытых дверей для иностранного бизнеса. Жэнь слышал эту речь из первых уст — в НИИ его выбрали делегатом съезда. Вскоре он покинул армию, собрал первоначальный капитал (не без помощи государства) и основал Huawei — в Шэньчжэне, на границе с Гонконгом, где Дэн Сяопин создал первую в Китае особую экономическую зону — китайское «окно в Европу». «Мы просто хотели производить маленькие электронные штуки, которые было бы легко продать», — вспоминает Чжэнфэй.

Создатель компании Huawei Жэнь Чжэнфэй

Сейчас Шэньчжэнь — самый «молодой» с точки зрения возраста жителей и самый быстрорастущий мегаполис в Срединном государстве. За тридцать лет на месте рыбацкой деревушки вырос нескончаемый лес небоскребов и появилась мощнейшая индустрия. Местный завод Foxconn на пару с таким же тайваньским производит львиную долю айфонов и прочей продукции Apple. Huawei все это время захватывала один региональный рынок за другим, получала все большие госконтракты, производила все более сложную и качественную электронику, а в нулевых, наконец, начала полномасштабное наступление на глобальный рынок. Но главным партнером компании всегда было китайское правительство, требующее импортозамещения в работе сетей связи и вкладывающее миллиарды в их модернизацию. Именно эта связь Huawei с правительством Китая стала главным пунктом обвинений со стороны США. И действительно, без поддержки государства всей этой истории бы не случилось, как не было бы без поддержки государства и истории успеха SpaceX или Boeing, Силиконовой долины, да и всей современной высокотехнологичной индустрии. А где государство, там и спецслужбы — если с ними приходится сотрудничать крупнейшим западным IT-компаниям, то что уж говорить о китайских?

Глобализация по…

Плакат у входа в штаб-квартиру Huawei изображает Ленина, показывающего пропуск охраннику-красноармейцу, подавая пример входящим: мол, даже великий вождь не считал зазорным предъявлять пропуск — и вы свой предъявите-ка! Кроме плаката, ничто не напоминает о том, что вокруг — Китай. В кампусе, достойном любого из флагманов глобальной IT-индустрии, люди в элегантных костюмах на хорошем английском рассуждают о цифровой трансформации мира и будущей тотальной связности, когда интернет есть всегда и везде как естественная и необходимая часть среды — таким должен стать мир в эпоху 5G.

Насколько изменился Китай за эти 30 лет — не внешне, переодевшись в европейскую одежду, а внутренне, на уровне ценностей? При всем величии и невероятной скорости роста, его по-прежнему никак не назовешь притягательным образцом, которому все хотят подражать. Как бы ни богатели китайцы, на них смотрят как на убогих, которых собственное правительство отрезало от глобальной культуры: в Китае не работают ни сервисы Google, ни Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), ни Wikipedia. Еще недавно мы смотрели на китайцев и думали: должны ведь технологии изменить всю эту архаику, они же неизбежно сделают мир единым и глобальным, а людей — свободными. Вопрос только — как быстро?

Но оказалось, западный мир идет в авангарде антиглобалистского тренда. Развитие технологий гораздо быстрее сделает США похожими на Китай, чем США на Китай. Цензура Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), шпиономания и идеологические истерики в СМИ, пещерные заявления американских политиков и дипломатов, все чаще сводящиеся к тому, что «мы самые крутые и заставим вас сделать по-нашему», — это только поверхность, а за ней — эгоистические национальные интересы.

Дальше — дезинтеграция?

Америка была идеологом и проводником глобализации лишь в однополярном мире, пока ей это было выгодно — соответствовало национальным интересам и укрепляло мировое лидерство. На чем будет основано это лидерство теперь, когда оказалось, что главные «провайдеры глобализации», такие как Google, могут в любой момент просто перекрыть вам рубильник к своим сервисам по воле какого-нибудь Трампа? Получается, все правильно делает наше правительство, обеспечивая «суверенный интернет»? Действия США во всем мире поймут однозначно: необходима независимость в IT, любая страна или компания, пользующаяся высокими американскими технологиями, отныне находится под угрозой.

Не так важно, чем закончится нынешняя торговая война, устоит ли Huawei в схватке с США. Гораздо важнее глобальный и набирающий обороты тренд на дезинтеграцию мира, который эти события проявили и ускорили. В итоге проиграют все. И китайская, и американская, и даже российская экономики понесут большие убытки. Глобальная телекоммуникационная индустрия, которую сейчас характеризуют глубокая кооперация и взаимозависимость, расколется на враждебные друг другу национальные и замедлит развитие. На несколько лет затянется переход планеты на 5G, да и вообще будущее окажется дальше, чем ожидалось.

Популярность, любовь и зависть к США в мире была вызвана тем, что здесь создавалось наше общее будущее. Получается, что теперь у каждой страны оно будет свое? С точки зрения технологий это особого смысла не имеет — они так или иначе делают планету маленькой, подводят нас к необходимости интеграции. Проблема в том, что национальные государства, преследуя свои личные интересы, оказались не в состоянии договориться.

Знамя глобализма, пути к единой планетарной цивилизации, оказалось брошенным — кто теперь поднимет его?

Андрей Константинов
Фотографии: huawei.com; Vincent Yu/AP/TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Накажи, если сможешь Накажи, если сможешь

Сотни тысяч молодых людей втянуты в экстремистское движение АУЕ

Огонёк
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Заводной мандарин Заводной мандарин

Узники китайских лагерей рассказывают про общество будущего

Русский репортер
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Пойти по следу Пойти по следу

Как избавиться от пигментации и последствий акне

Лиза
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Стыд и завыванье Стыд и завыванье

«Месье Азнавур»: смехотворный байопик великого шансонье

Weekend
Острые козырьки и острые вопросы Острые козырьки и острые вопросы

Вячеслав Караваев в роли Томаса Шелби — о роли чувств и эмоций в своей жизни

Men Today
Зимняя Башкирия Зимняя Башкирия

Башкортостан не зря называют «русской Швейцарией»

Отдых в России
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
На пробу На пробу

Как диагностировать туберкулез?

Лиза
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Открыть в приложении