Культура / Музыка
Прогулка с Дамой Пик
Режиссер первой в мире иммерсивной оперы о том, зачем нужны гуляющие зрители
Театралам Александр Легчаков знаком прежде всего как исполнитель роли копа Козульски и автор хип-хоперы «Копы в огне», принесшей популярность независимой московской театральной команде авангардистов Le Cirque de Charles la Tannes («Цирк Шарля ля Танна). 1 октября в усадьбе ГончаровыхФиллиповых, известной как Troyka Multispace, состоялась премьера первой в мире променад-оперы «Пиковая дама», где Легчаков выступил режиссером. Корреспондент «РР» поговорила с Александром Легчаковым о Петре Наличе в роли Германа и о том, почему оперу сложно финансово просчитывать
Театральный зритель вас знает прежде всего по «Копам в огне», а тут — «Пиковая дама» Пушкина. Довольно неожиданный ход.
Но, с другой стороны, ожидаемый. Пушкин — это же наше все! Я не просто люблю Пушкина как автора, мне интересно работать с его текстами. «Руслан и Людмила», по-моему, — одно из базовых произведений, где Александр Сергеевич заложил метафизику на много лет вперед.
Я слышала, что «Пиковая дама» была чуть ли не какой-то закрытой вечеринкой пару лет назад.
Нет. Просто когда мы ставили эту оперу, у нас было пять закрытых показов, после которых два года мы дорабатывали ее, чтобы запустить продажу билетов. Предстояло адаптировать оперу к жанру променада, прогулки — ничего подобного в мире еще не наблюдалось. Очень приятно, что Москва — оперная столица, которая сможет посмотреть на что-то новое. Тем более что ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне аналогов не было. Кстати, «Копы в огне» ведь тоже были первой хип-хоперой, новым для того времени жанром, очень авангардистским проектом. А хулиганство, которое присутствовало в «Копах», мы постарались сохранить и в «Пиковой даме»: мы «пушкинизировали» ее, постарались заняться осмыслением именно пушкинского текста, подчеркнуть первенство драматургии в содержании оперы.
Раньше вы преподавали институциональную экономику в РГГУ. Как эксперт-экономист можете оценить променад-спектакли, бум которых сейчас наблюдается в Москве?
Я уже около двух лет не преподаю, все больше занимаюсь театральной деятельностью, но с любовью вспоминаю то время… Могу ли я тут быть экспертом — не знаю. По своему опыту могу сказать, что делать оперу — всегда большое приключение. Опера — жанр, сочетающий в себе огромное количество поджанров. И это приключение всегда получается очень дорогим. Сможем ли мы выйти на ту окупаемость, которой ожидаем, покажет время. Все-таки мы занимаемся театром, а театр сложно превратить в выверенный коммерческий продукт. Какой отклик постановка получит у зрителя, заранее просчитать нельзя. Мы можем предложить только всю нашу любовь, предложить вместе с нами влюбиться в музыку Чайковского, в текст Пушкина.
В одном из составов партию Германна исполняет Петр Налич — пожалуй, самая известная фигура в актерском составе «Пиковой дамы». Такое решение — способ повысить интерес к вашему проекту?
Петр Налич закончил Академию музыки имени Гнесиных и много лет посвятил тому, чтобы расти именно в оперном вокале. Однажды я услышал, как Налич пел Германна (в 2014 году, будучи студентом и артистом Театра-студии Гнесинки, Налич исполнял партию Германна в опере «Пиковая дама», которую поставил профессор Юрий Сперанский. — «РР»). У него потрясающий лирический тенор, он поет в романтичной манере, он драматургически подкован и может «держать» зрителя. Вообще у нас четыре состава равноценных Германнов и Лиз. Москва все-таки оперная столица мира!.. Я согласен, что Петю знают, к нему повышенный интерес, и любопытно наблюдать, как он привносит что-то свое в прочтение Германна. Но просчитать такое кастинг-решение было невозможно: разве что небеса позаботились о том, чтобы я случайно увидел, как Петя поет Германна. Мне кажется, судьба сводит людей, чтобы они могли проявлять свои таланты.
«Пиковая дама» станет проектом на определенный, довольно короткий промежуток времени, или вы думаете о возможности продолжения?
Мировая премьера была 1 октября. Ближайшие три месяца мы будем играть, а дальше — как сложится. Мы с удовольствием рассмотрим возможность путешествия нашего спектакля за границу. Мне кажется, Пушкин и Чайковский — хорошее предложение для Запада. Но пока билеты продаются, смотрите нас в Москве.
Билеты на «Пиковую даму» откровенно недешевые. Вы ориентировались на определенного, довольно обеспеченного зрителя?
Каждый спектакль может увидеть не больше 54 зрителей: только так можно оказаться вовлеченным и почувствовать те эмоции, которые нам хотелось бы донести. Мы просто не можем запускать больше людей. И эта камерность предполагает некую элитарность, продукт для узкого круга. Но на самом деле мы делали спектакль для всех, кто захочет и сможет попасть. Просто форма действия в особняке — такая: вот графиня, вот Германн, они от вас на расстоянии вытянутой руки. Эту камерность и магию необходимо сохранять.
Вы видели детскую оперу-квест «Путешествие в страну Джамблей» в Пермском оперном, которую отметили на «Золотой маске — 2016»? Там музыканты ходят прямо за зрителем. А у вас звук оркестра в ряде сцен транслируется через усилители.
Я не видел этой оперы, но однажды видел, как Курентзис дирижировал в Консерватории и во время антракта вывел музыкантов в фойе. Это было здорово! Конечно, сейчас все ищут новую, более свободную форму по отношению к музыке, стараются добиться того, чтобы музыка коснулась сердец. Весь наш формат подчинен только этому — найти ключи к сердцу зрителя. Однако сделать так, чтобы оркестр постоянно путешествовал, очень сложно. Поэтому у нас оркестр находится в одной локации, звук транслируется, но большинство сцен играется в локации с оркестром — мне кажется, этого достаточно.
Просто за сумму, эквивалентную стоимости билета на «Пиковую даму», можно слетать в Пермь и послушать того же Курентзиса.
В этом смысле мы ни на что не претендуем. Кто-то наверняка так и сделает, полетит в Пермь. Но именно иммерсивность дает ключи, которые позволяют сопереживать герою, почувствовать высокий катарсис. А опасность иммерсивного театра в том, что он довольно деструктивен для сюжета, здесь легко стать заложником формы, аттракциона. Мы старались этого избежать, но при этом дать возможность почувствовать оперу по-новому.
Я скорее к тому, что все-таки вы не в безвоздушном пространстве поставили свою «Пиковую даму».
Пространство как раз в определенном смысле «безвоздушное»: променад-опер нет ни одной — ни в мире, ни в Москве. Мы претендуем на новаторство. Будет ли такой формат актуален, можно ли его развивать, интересно ли зрителю в этом пространстве находиться? В определенном смысле мы открываем дискуссию: возможно ли сделать променад по опере. Пока получаем позитивные отзывы: люди, для которых опера — это слишком сложно, получают код доступа к ней и, возможно, захотят снова вернуться к этому жанру. «Пиковая дама» — это своего рода инициация, как обряд у масонов, с которого, кстати, начинается наш спектакль. Этот момент инициации для меня очень важен: сделать так, чтобы люди эмпатично смогли почувствовать искусство оперы, подняться с его помощью выше. Ведь искусство поющее превосходит искусство чистой драматургии именно по силе воздействия на чувства. Кстати, я слышал, что в 2018 году в Бельгии тоже появится променад-опера.
Три спектакля, захвативших большое пространство
«Норманск» (реж. Юрий Квятковский, Центр им. Мейерхольда, Москва. Премьера — июль 2014 года, последний раз спектакль показали в конкурсной программе «Золотой Маски» весной 2015 года)
Спектакль, предвосхитивший бум иммерсивного театра в Москве и одновременно продемонстрировавший, каким может быть театр вовлечения. Шестиэтажный ЦИМ превращался в город Норманск, где обитали герои «Гадких лебедей» братьев Стругацких.
Над «Норманском» работала команда Le Cirque de Charles La Tannes, психологи, архитекторы, современные художники, студенты прошлого набора Мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, участники детских театральных студий и актеры различных театров. Жизнь в Норманске текла сама по себе, а зрители в антимоскитных масках просто путешествовали по городу с картой в руках. Кстати, в отличие от более поздних «Черного русского» и «Вернувшихся» маску тут объясняли сюжетно — в Норманске дождь Стругацких был заменен на нашествие насекомых. Зритель мог выбрать одного героя и следовать за ним или перемещаться по Норманску самостоятельно.
«Черный русский» (реж. Максим Диденко, Театральная компания Estatic. Премьера — сентябрь 2016 года, последний показ — апрель 2017 года)
Особняк Дом Спиридонова в Малом Гнездниковском был превращен в Дом Троекурова, по которому, разбившись на три группы, зрители путешествовали по одной из трех линий — Маши, Дубровского или Троекурова, чтобы собраться на общий финал. Каждая сюжетная линия оказывалась историей про что-то свое (например, линия Троекурова — исследование природы власти). Черно-белый спектакль-бродилка по безжалостному русскому миру — с медведями, поминками, водкой, самодурством, оказался коммерчески успешным и может считаться победой театра на поле массовых развлечений. Не последнюю роль в этом сыграли и приглашенные звезды — так, одной из Маш была Равшана Куркова.
«Вернувшиеся» (реж. Виктор Карина и Мия Занетти (США). Производство — Jorney Lab (США) совместно с продюсерской компанией YesBWork (Россия). Премьера — 1 декабря 2016 года. Шоу играется второй сезон подряд)
Иммерсивное шоу по пьесе Ибсена «Привидения» из российских иммерсивных спектаклей ближе всего подобралось к знаменитому спектаклю «Sleep no more» пионеров и создателей жанра компании Punchdrunk. Главный герой — дом семьи Альвингов, в который превращен особняк в Дашковом переулке. Свободные перемещения по всем четырем этажам дома конца XIX века, возможность трогать и изучать все вещи (главное, вернуть их потом на место), открывать двери и заглядывать в комнаты... Актеры в «Вернувшихся» играют так, как будто никаких зрителей нет, но иногда могут схватить кого-нибудь за руку, или начать, например, душить, или что-то говорить на ухо — так зритель получает персональный опыт. Понятно, что увидеть даже треть спектакля за одно посещение невозможно.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl