ХХ век возвращается
Вот уж не думал, что мы снова будем бояться ядерной войны.
В начале жизни каждый — футурист, существо из будущего, с мечтами о прекрасном далеко как о своей подлинной родине. Но каждому, кто пожил, приходится расставаться с иллюзиями юности — мучительно, но поучительно. Во всяком случае, можно попытаться извлечь из этого опыта урок.
Когда я был юн, этот манящий мир будущего назывался «ХХI век» — и казалось, он наступит еще так не скоро… Но вдруг, за десять лет до предполагаемого наступления будущего, мир начал стремительно меняться, и реальность, как всегда, оказалась интереснее фантазий. Для старшего поколения перемены обернулись трагедией, для среднего стали серьезнейшим вызовом и испытанием, для моего, заканчивающего тогда школу, раскрыли необыкновенные возможности, о которых мы и мечтать не могли.
Каким мы тогда видели будущее?
Казалось, вся планета станет нашим общим домом. Еще бы, ведь глобализация — техническая неизбежность. Ведь у человечества, словно у единого планетарного организма, появляется общая нервная система — интернет, а вместе с ней — общая культура, интернациональная наука, единая экономика, разделяемые всем цивилизованным миром ценности — гуманность, свобода, демократия, научное познание… Разве эти ценности не достойны называться общечеловеческими?
Казалось, границы уходят в прошлое, а мир движется к планетарной цивилизации. Ведь объединение Европы, положившее конец многовековой вражде, — очевидный пример для остального мира. Зачем людям все эти войны, границы, визы, таможни?
Казалось, ядерная война — пыльная страшилка из навсегда ушедшего в прошлое мира, разделенного на враждующие лагеря, в каждом из которых считают противников «империей зла». Да и какой смысл, если в результате будут уничтожены все? Казалось, чтобы не допустить войн, геноцидов и диктатур, нужно ограничивать суверенитет государств международным контролем, поэтому будущее — за всемирными организациями, такими как ООН, ЮНЕСКО, международные суды, защищающие права человека…
Казалось, интернет — это навсегда. Кто же в здравом уме откажется от величайшего дара — целой виртуальной вселенной, открывшей вдруг перед нами все несметные богатства человеческой культуры, огромный простор для экспериментов и общения со всем миром?
Казалось, авторитарные режимы уходят в прошлое вместе с ХХ веком. Ну кто мог всерьез предположить, что такие темы, как цензура, или имитация выборов, или политические заключенные, окажутся актуальными в XXI веке?
Казалось, наступает время гуманизма и толерантности. Кому придет в голову держать в тюрьмах, ломая жизнь и психику, не закоренелых преступников, а обычных людей, запостивших не ту картинку или протестовавших не в том месте, или предпочитающих траву алкоголю? Зачем кому-то ущемлять в правах не похожих на большинство людей в сложном и разнообразном мире будущего, где оригинальность — важнейший ресурс, а разнообразие стилей и образов жизни — источник и новых идей, и богатства?
Предположить любую из этих вещей на рубеже ХХI века было нелепо, почти невозможно, во всяком случае для юного существа с верой в будущее. Но вот незадача — я, похоже, ничему не научился: так и верю в то самое будущее, которого ждал в юности.
Андрей Константинов, редактор отдела науки «РР»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl