Жизнь русского фотографа Саши Гусова журналисты сравнивают с плутовским романом

Русский репортерКультура

Фотограф Александр Гусов: «Когда у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер»

Елена Смородинова

Жизнь русского фотографа Саши Гусова журналисты сравнивают с плутовским романом: родился в Таганроге, переехал в Москву, занимался фарцовкой, перебрался в Лондон (приглашение помогли сделать случайно встреченные на Красной площади туристы), там работал официантом, в фотомастерской… А потом снял гастроли Большого театра в «Альберт-холле» и проснулся знаменитым. Среди тех, кого снимал Гусов, — Джордж Клуни, Борис Березовский, Мстислав Ростропович, Джуд Лоу. Книгу с фотографиями Гусова Путин подарил Папе Римскому. Снимает Гусов на черно-белую пленку. Корреспондент «РР» поговорила с фотографом о его карьере, кризисе индустрии и кадре мечты.

Знаю, что вы не любите, когда вас называют Александром. Как к вам обращаться?

Саша.

Хорошо. Саша, что нужно, чтобы вы приехали в Россию?

Да ничего. У меня два паспорта — российский и английский, никаких специальных приглашений мне не нужно. Сейчас я делаю третий фильм с Андреем Кончаловским — я фотографировал на съемках «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына», «Греха» про Микеланджело. Теперь работаю на съемках нового фильма о рабочих из Новочеркасска, действие происходит в 1962 году. Я же закулисный человек — сцена как таковая меня не интересует. Все самое интересное происходит за кулисами — и театра, и кино, и даже аукционов Sotheby’s и Christie’s. Мне интересна магия, которой не видит обычный зритель.

Печатные СМИ переживают кризис уже не первый год. Вам важно, чтобы ваши снимки были именно напечатаны?

Конечно! Если фото не напечатано, оно не существует: важно, чтобы фотография была напечатана и выставлена. «Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» нельзя воспринимать серьезно. Но я давно понял, куда все движется, и давно не работаю на печатные и глянцевые СМИ — делаю книжные проекты. Выпустил уже пятнадцать книг. Хотя работал много на кого: ездил в Африку и в Индию для Conde Nast, снимал портреты известных людей для Vogue. Меня интересует несколько иной кризис: мы просто тонем в имиджах, но при этом не всякий имидж становится образом. Вокруг миллиарды изображений, каждый считает себя поэтом и писателем — это прекрасное время для бездарей. Раньше, чтобы издать книгу, приходилось проходить некую селекцию, это требовало гораздо больших усилий, чем сейчас…

Но при этом интернет и, в частности, «Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» дают возможность заявить о себе.

Может быть. Но я считаю так, как считаю. Я до сих пор снимаю на черно-белую пленку. Конечно, у меня есть цифровой фотоаппарат, но все основные работы я делаю на пленку и аналоговую камеру. Если вы лишаете себя процесса в лаборатории и сразу же можете посмотреть то, что сняли, вы превращаетесь в робота. Сделал кадр, посмотрел, сделал кадр, посмотрел — это невозможно! Так вы не концентрируетесь на самой съемке. Когда же у вас есть только 36 кадров, вы работаете как снайпер, как охотник. И только потом можете в лаборатории закричать от восторга или схватиться за голову. Все творчество вот в этом. В пленке 36 кадров, и каждый из них — ваша пуля. Если вы промахнулись, фотошоп вас не спасет.

Известна история начала вашей карьеры — когда вы переехали в Лондон и соврали, что вы известный фотограф. Сняли гастроли Большого театра и проснулись знаменитым.

О да, переехал я с десятью долларами в кармане. Однажды Telegraph Reporter сделал со мной большое интервью, и я вспомнил, что фотографировать и врать научился в одно время, в Таганроге, когда мне было десять лет. Мой дядя Валерий был известным фотографом. Он брал меня к себе в лабораторию и платил за каждую проявленную пленку по рублю. Я проявлял, а он шел гулять с девушками. И когда звонила моя тетя, я отвечал, что дядя не может взять трубку — а то пленка будет засвечена. Так я покрывал дядю и учился фотографии. В Англию я уехал в 1989 году, а Большой и Григорович приехали на гастроли в 1992-м. С горем пополам я получил разрешение на съемку — приврал, что я знаменитый русский фотограф в эмиграции. Так началась наша взаимная любовь с Большим театром. В Th e British Journal of Photography я пришел с письмом от Григоровича — он писал, что лучше Гусова никто не снимал Большой. Сразу решили напечатать разворот и обложку. Так стартовала моя карьера фотографа.

В 2015 году издали первую книгу о Большом, которую спонсировал Абрамович. В 2017-м ее переиздали на английском.

У вас есть съемка, которая не случилась и вы об этом сожалеете?

Не случившаяся съемка у меня случилась: я мечтал вернуться в прошлое и снять Пазолини, настолько меня в свое время поразил его фильм «Евангелие от Матфея». Я осознавал всю неосуществимость этой мечты, и тем удивительнее было окунуться в атмосферу Ренессанса на съемках у Кончаловского. Но самое интересное, что актер, который играл Микеланджело, Альберто Тестоне, сыграл и Пазолини (в фильме «Пазолини, скрытые истины». — «РР»).

А сегодня у вас есть кадр мечты?

Есть такая фраза: бойтесь сбывшихся мечтаний, им на смену приходят новые. Так что не могу ответить на этот вопрос — завтра может появиться другая мечта. Люди рвутся на край света, в Новую Гвинею, в Сирию, фотографировать войну. А фотографировать же можно в любом месте. Если вы сконцентрируетесь, то непременно сможете увидеть в обыденном что-то необычное. Поэтому я так люблю просто бродить с камерой и снимать. Моя главная работа — видеть.

Фотографии: Александр Гусов/gusov.com (4)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голицыны Голицыны

Происходят Голицыны от литовского князя Гедимина

Дилетант
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
Привычка худеть Привычка худеть

Думаешь, как сбросить вес без изнурительных тренировок и жестких диет?

Лиза
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Сев в условиях нехватки влаги Сев в условиях нехватки влаги

Почему сокращаются посевы зерновых культур

Агроинвестор
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей На зарядку становись: как развиваются инфраструктурные технологии для электромобилей

Как инфраструктура для электромобилей способна изменить рынок

Forbes
Разделяй и властвуй Разделяй и властвуй

7 необычных идей для зонирования в маленькой квартире

Лиза
Открыть в приложении