Давида Смелянского можно назвать первым отечественным театральным продюсером

Русский репортерРепортаж

Давид Смелянский: «Мюзикл предполагает зрелищность»

Олеся Остапчук

Давида Смелянского можно назвать первым отечественным театральным продюсером. Еще в СССР он инициировал спектакли и фестивали и выступал организатором зарубежных гастролей — среди его заслуг, в частности, первые выступления в США Аркадия Райкина. Сегодня Давид Смелянский по-прежнему стоит у руля созданного им Российского театрального агентства, возглавляет фестивали «Балтийские сезоны» и Crescendo, преподает в ГИТИСе и является генеральным продюсером театра Et Cetera и Московского театра мюзикла. «Русский репортер» поговорил с ним о современном зрителе, экспериментах в театре и сотрудничестве с канадским театром-цирком «7 пальцев».

В постановках Театра мюзикла много спецэффектов. Не теряет ли драматургия что-то важное с их появлением?

Вы знаете, жанр мюзикла предполагает зрелищность, хотя вопрос, конечно, справедливый. При постановке спектакля «Борис Годунов» театра Et Cetera мне довелось работать с немецким театральным режиссером Петером Штайном. Спектакль идет сразу на трех сценах, и необходимо в один момент переключить внимание зрителя с одной площадки на другую — это достигается при помощи сложно выставленного света и современной сценической машинерии (комплекс театральных механизмов, обеспечивающих смену декораций на сцене. — «РР»). В процессе постановки я спросил у Петера, не кажется ли ему, что все эти высокие технологии, которые пришли в театр, отвлекают от смыслов, заложенных автором в произведение. Он ответил, что таковы теперь зрительские ожидания. Мы должны разговаривать с современным зрителем на понятном ему языке.

Но зрелищно и эффектно — не значит упрощенно. Хорошим режиссерам новые технологии помогают донести мысль, а плохим — замаскировать ее отсутствие.

Как вам удается сохранить консервативные взгляды и в то же время отвечать требованиям эпохи?

Как человек немолодой я вам скажу — нафталин всегда протестует против нового. В нынешнее время — не только в России — существует драматургия, при которой можно материться на сцене, позволять себе скабрезности. Это меня огорчает. Как известно, дети и животные всегда имеют на сцене успех. Я все же против превращения в детей и животных.

Три года назад в Театре мюзикла совместно с канадским коллективом «7 пальцев» вы сделали спектакль «Принцесса цирка». А в январе этого года устроили у себя на площадке мировую премьеру спектакля этой труппы. Как началось ваше сотрудничество?

Я был директором «Росгосцирка», и мы готовились к проведению мирового фестиваля циркового искусства. Одна моя коллега предложила включить в программу фестиваля канадский театр-цирк «7 пальцев». Пригласить их тогда не удалось, но название я запомнил. В 2009-м я позвал «7 пальцев» уже на Театральный фестиваль имени Чехова в Москве. Они привезли спектакль «Жизнь». Позже, будучи генеральным продюсером Театра мюзикла, я рассказал об этом коллективе Михаилу Швыдкому, художественному руководителю театра, и мы решили пригласить «7 пальцев» выступить на нашей сцене. Они приезжали к нам дважды — со спектаклями «Следы» и «Кухня». Уже тогда мы загорелись идеей поставить что-нибудь вместе с ними — настолько органично смотрелся этот цирк на театральной сцене. И когда на горизонте появилась «Принцесса цирка», то вопроса, с кем ставить этот спектакль, просто не стояло.

Вы позиционируете «Принцессу цирка» как «мюзикл нового поколения» только потому, что вы взяли классическую оперетту Кальмана и добавили в нее настоящий цирк?

Нет, не только. Во-первых, там переработан музыкальный материал — сделана новая аранжировка. Во-вторых, мы переписали пьесу и даже добавили новых персонажей. И да, все это наполнили цирком — таких спектаклей в России не было. Дочь Имре Кальмана, которая приехала к нам на премьеру, сказала, что это была мечта ее отца — сделать спектакль в такой форме, в которой придумали его мы.

Значит, этот спектакль в Театре мюзикла — наиболее новаторский?

Боюсь показаться нескромным, но у нас есть три спектакля, в которых я отвечаю за новаторство формы. Это «Принцесса цирка», «Преступление и наказание» и «Реверс». В «Преступлении и наказании», например, помимо сложнейшего музыкального материала, где есть и рок, и фолк, и романс, и симфонизм, впервые на театральной сцене используются высокие мультимедийные технологии. Это такой видеомэппинг с девяти проекторов на движущиеся на сцене декорации. А «Реверс» вообще можно назвать театральной революцией — спектакль, сделанный на стыке жанров, где сложная акробатика сочетается с концептуальной хореографией.

Что планируете поставить в следующем сезоне?

Сейчас мы работаем над пьесой о конкурсах на российском телевидении, где ломаются человеческие судьбы и создаются мнимые звезды. Это будет мюзикл-рассуждение на тему влияния телевидения на развитие общества. Ставить его будем опять вместе с театром-цирком «7 пальцев».

Фотография: из архива пресс-службы

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ружье вместо конспекта Ружье вместо конспекта

Зачем юные убивают друг друга на уроках

Русский репортер
Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать

Почему многозадачность не всегда полезна?

РБК
«Золушка — это я» «Золушка — это я»

Екатерина Вилкова о теме сказок, сказочных ролях и чудесах в жизни

OK!
Чувство полета Чувство полета

Роскошный современный интерьер с арт-акцентами

SALON-Interior
Премудрость букв Премудрость букв

Чтобы прочесть текст на латыни или на церковнославянском, мало знать язык

Вокруг света
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10 45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью

Psychologies
Теплый ламповый криминал Теплый ламповый криминал

«Людвиг»: история робкого детектива в Кембридже

Weekend
Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения» Евгений Шмидт: «Многие используют Германию в целях обогащения»

Правящая партия Германии сознательно проводит политику привлечения мигрантов

Монокль
Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея

Лучшие книги о французском искусстве XVII–XIX веков

СНОБ
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека

Как «запах смерти» мобилизует защитные механизмы в нашем организме

ТехИнсайдер
Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда

Мастерицы кузнечного дела — о рабочей рутине и стереотипах

Forbes
«Не отрекаются любя»: 5 популярных ретропесен, в которых поется о нездоровых отношениях «Не отрекаются любя»: 5 популярных ретропесен, в которых поется о нездоровых отношениях

Далеко не все ретропесни имеют позитивный, с точки зрения психологии, посыл

Psychologies
Яичное разнообразие Яичное разнообразие

Почему увеличивается интерес потребителя к нишевому яйцу

Агроинвестор
Столетняя икона Столетняя икона

Отрывок из автобиографии самой пожилой fashion-знаменитости в мире

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Мыльная опера» или «выдохшаяся газировка»: 8 типов расставаний и как их пережить «Мыльная опера» или «выдохшаяся газировка»: 8 типов расставаний и как их пережить

Как пережить расставание?

Psychologies
Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ

ЗИЛ-4972: последний культовый вездеход завода имени Лихачёва

ТехИнсайдер
7 типов «мамочек», которые раздражают всех в родительских чатах 7 типов «мамочек», которые раздражают всех в родительских чатах

Кто бесит в родительских чатах больше всего?

Psychologies
Проклятье отсталости и разворот фортуны Проклятье отсталости и разворот фортуны

Масштабная попытка анализа вековых разрывов в благосостоянии между странами

Монокль
Сергей Бондарчук Сергей Бондарчук

Правила жизни режиссера Сергея Бондарчука

Правила жизни
Сама себе режиссер Сама себе режиссер

Ирина Горбачёва в фильме «Говорит Земля!» играет экоактивистку

OK!
Приток восточных генов в Рим начался еще в эпоху Республики Приток восточных генов в Рим начался еще в эпоху Республики

Приток людей с восточными генами в Рим на 200 лет раньше, чем предполагалось

N+1
О чем и как правильно разговаривать с детьми О чем и как правильно разговаривать с детьми

Как разговаривать с детьми, чтобы это было не только интересно, но и полезно

СНОБ
Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете Как хобот слона стал самым невероятным хватательным органом на планете

Главную роль в достижении удивительной гибкости хобота у слонов играют морщины

ТехИнсайдер
«Сейчас у центрального университета более 40 партнеров — это крупнейшие компании страны» «Сейчас у центрального университета более 40 партнеров — это крупнейшие компании страны»

В этом сентябре Центральный университет набрал абитуриентов на обучение

Деньги
Нобелевская премия мимо Нобелевская премия мимо

9 убедительных причин отказаться от награды

Weekend
Без последствий Без последствий

Случайный секс и его неприятные последствия: о чем ты не знала?

Лиза
Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать Ядовитая смесь: 5 пар чистящих средств, которые ни в коем случае нельзя смешивать

Не пытайтесь примерить на себя роль химика: эта игра может закончиться печально

ТехИнсайдер
Северный полюс – 2024. Новые рекорды Северный полюс – 2024. Новые рекорды

В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и Техника
Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять? Чем опасны кредитные карты и когда их не стоит оформлять?

Все чаще рекламные ролики банков кредитным картам. Для чего же банки это делают?

Наука и Техника
Открыть в приложении