Последние новости научной сферы

Тренды

Новости науки

Виды

«Шестое чувство» угрей

Откладывая потомство в соленых водах Саргассова моря, европейские угри уплывают в пресноводные реки Европы и Северной Африки. Отследить их путешествие для ученых было сложной задачей: подводные жители мигрируют ночью на большой глубине. Новое исследование показало, что угри используют магнитное поле Земли, чтобы найти главную магистраль Атлантического океана — Гольфстрим, по которому они быстро добираются до рек. Чтобы это подтвердить, ученые поместили молодых угрей в камеру с соленой водой объемом 3000 литров, куда подавали магнитные ориентиры. Оказалось, что с магнитным полем, идентичным полю в Саргассовом море, угри выбирали юго-запад, несмотря на то что в конечном счете им требуется оказаться на северо-востоке. Ученые объяснили это тем, что рыба предпочитает быструю «езду» в потоке Гольфстрима долгому плаванию через всю Северную Атлантику. (1)

Организмы

Древнейший из грибов

Палеонтологи обнаружили в Северо-Капской провинции ЮАР ископаемые многоклеточные организмы, относящиеся к палеопротерозойской эре. Возраст отложений — 2,4 млрд лет, то есть найденные окаменелости примерно в два раза старше, чем предыдущие находки существ. При изучении океанических базальтовых пород ученые наткнулись на многочисленные полости, заполненные нитевидными образованиями. Строение и форма плетений показывают, что эти волокна не могут быть минеральными образованиями или бактериями. Скорее всего, «нити» представляют собой гифы обитавших на дне океана грибов, древнейших эукариот — то есть организмов, клетки которых имеют ядро. (2)

Гены

Отмерить и отрезать

СПИД все еще остается глобальной проблемой, от которой страдают десятки миллионов людей. Существующие препараты позволяют «заморозить» и ослабить инфекцию, но не способны полностью удалить вирус из организма, отчасти из-за его способности прятаться в скрытых резервуарах, например в иммунных клетках — Т-лимфоцитах. Генетики из Университета Темпл и Университета Питтсбурга показали, что новые методы генной инженерии способны избавить мир от «чумы XXI века». Молекулярные ножницы системы CRISPR/Cas9 способны вырезать все до единой копии вирусных генов и, более того, надежно препятствуют их повторному встраиванию. Важно, что терапия оказалась успешной в «гуманизированной» модели, в которой мышам пересаживали иммунные клетки человека. Конечная цель исследователей — клиническое испытание на людях. (3)

Молекулы

Молекулярная археология

Для исследования ДНК древних людей палеонтологам достаточно одной косточки или зуба, но и такие находки — большая редкость. Но ученым из института эволюционной антропологии Лейпцига удалось и без всяких останков, прямо из осадочных пород выделить ДНК гоминид — семейства, включающего людей и человекообразных обезьян. Согласно исследованию, один миллиграмм пород содержит на удивление много ДНК — до 4490 фрагментов, которые успешно поддаются дальнейшему анализу. Эксперимент может значительно расширить возможности палеонтологии: на основе анализа пород удается определять «древность» ДНК, строить эволюционное дерево и находить ДНК там, где пока этого сделать не удавалось. (4)

Источники: (1) L. C. Naisbett-Jones et al. // Current Biology, April 2017; (2) S. Bengtson et al. // Nature Ecology & Evolution, April 2017; (3) Yin et al. // Molecular Therapy, April 2017; (4) Slon et al. // Science, 27 April 2017.

Комментарий

«Россияне счастливее, чем кажутся»

Сравнительное исследование Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ показало, что с друзьями жители России так же открыты, как американцы, но, в отличие от последних, при общении с незнакомцами или представителями власти считают, что нужно свое счастье скрывать

Счастье — это не какая-то благая, но далекая цель, а реальный психологический феномен, существенно влияющий на социум и экономику страны. Во многих странах проводятся регулярные опросы с целью выяснить, насколько удовлетворены и счастливы люди. Исследования показывают, что несчастливый человек более склонен к алкоголизму и наркозависимости, рискованному поведению, негативным формам социального взаимодействия с другими людьми; и напротив, счастливые люди имеют больше шансов со временем достичь успеха и сохранить здоровье.

Евгений Осин, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Высшей школы экономики.

Наш проект связан с изучением склонности людей скрывать выражения счастья в различных социальных ситуациях. В исследовании приняли участие около 1500 российских студентов из разных регионов и около 500 американских студентов. Им предлагалось оценить утверждения, связанные со склонностью скрывать выражение счастья и несчастья в различных социальных ситуациях. Оказалось, что американцы скрывают счастье лишь тогда, когда у них что-то не в порядке, а для россиян скрывать счастье — совершенно нормальная практика.

Основной наш вывод звучит оптимистично: россияне счастливее, чем кажутся, просто они об этом порой не рассказывают: мы демонстрируем счастье только близким и друзьям, притом лишь тогда, когда нам по-настоящему хорошо.

Фотография

Окаменелости, найденные в горах Западной Австралии, — древнейшее свидетельство жизни вне океанов. 3,8 миллиарда лет назад здесь в горячих источниках обитали бактерии. Находка заставила исследователей задуматься, не могла ли жизнь зародиться на суше — «в небольшом теплом пруду», как писал еще Дарвин.

Цифра

130000 лет назад — то есть на 100 тысяч лет раньше, чем считается, — первые колонизаторы уже добрались до американского континента. С сенсационной статьей в журнале Nature выступила группа исследователей под руководством Стивена Холена, обнаружившая в Калифорнии каменные инструменты для обработки костей и бивней мастодонта и останки самого мастодонта, которые, судя по разрыву тканей, были расколоты в свежем состоянии и с помощью похожей техники. Кандидатами на звание первых колонизаторов Северной Америки ученые называют неандертальцев, денисовцев или человека прямоходящего — обитателей Северо-Восточной Азии той эпохи. Если первые колонизаторы Америки действительно жили так давно, то они умели пользоваться водным транспортом: климат той эпохи был теплым и влажным, и сухопутного моста между Северо-Восточной Азией и Аляской не существовало.

Схема

Нас будет все меньше

По прогнозам ООН, в ХХI веке население России будет сокращаться. К середине века нас станет на 10% меньше, чем сейчас. Это общая тенденция для Восточной Европы, все страны из первой десятки государств с быстрее всего убывающим населением находятся здесь (на первом месте — Болгария, население которой к 2050 году станет меньше на четверть).

Как будет меняться численность населения России (тыс. чел.)

Фотографии: Brevoort James Carson; Curtin University; Vince Smith/Flickr.com/CC 3.0; из личного архива Евгения Осина; University of New South Wales

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Поправки Путина погоду не меняют Поправки Путина погоду не меняют

Есть ли реальный смысл в изменении Конституции

Русский репортер
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Об особенностях «межгалактического общения» Об особенностях «межгалактического общения»

Мерджинг можно определить как вид взаимодействия галактик

Наука и Техника
За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости

Что такое концепция антихрупкости, которая помогает выстоять?

Предисловие Предисловие

Существует ли стандарт, который человеческий мозг воспринимает как «красиво»?

Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

«Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями «Слишком много на себя беру»: как справиться с перегрузкой социальными ролями

Как найти баланс между ожиданиями окружающих и нашим собственным благополучием

Что делать перед стиркой, чтобы одежда благоухала свежестью: 9 простых трюков Что делать перед стиркой, чтобы одежда благоухала свежестью: 9 простых трюков

Есть способы сделать одежду благоухающей без специальных средств!

Японский – простой язык Японский – простой язык

Сложности при изучении японского глубоко укоренены в самой японской ментальности

Знание – сила
Пассивный доход: как создать надежный источник дохода без активных усилий Пассивный доход: как создать надежный источник дохода без активных усилий

С помощью каких инструментов создать высокий уровень пассивного дохода?

От «Мастера и Маргариты» до «Онегина»: удачные и провальные экранизации классики От «Мастера и Маргариты» до «Онегина»: удачные и провальные экранизации классики

Успешные и провальные случаи киноадаптаций больших книг

Подделки, санкции, новые марки: как создают духи в России и можно ли доверять их качеству Подделки, санкции, новые марки: как создают духи в России и можно ли доверять их качеству

Как обстоят дела на российском рынке парфюмерии на самом деле

В мире странствий В мире странствий

Мы поговорили с Ниной о том, как важно ничего не бояться, даже «в Африку гулять»

OK!
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

12 цитат 98-летнего долгожителя, которые помогут найти себя в жизни 12 цитат 98-летнего долгожителя, которые помогут найти себя в жизни

Мы же решили узнать у 98-летнего жителя, что он думает о счастье и смысле жизни

Мирослава Карпович: «Жить в мире с собой и своей совестью – огромное счастье!» Мирослава Карпович: «Жить в мире с собой и своей совестью – огромное счастье!»

Мирослава Карпович про «артистическое» питание, об отношении к хейту и здоровью

Здоровье
И снова здравствуйте! И снова здравствуйте!

Почему мы выбираем партнеров с одним и тем же психотипом