Глеб Самойлов о свободе, саморазрушении и заговаривании смерти

Русский репортер

Культура. Музыка

Поскорее оживай

Глеб Самойлов о свободе, саморазрушении и заговаривании смерти

Группе The MATRIXX 12 марта исполнится семь лет. Ее солиста, бывшего фронтмена «Агаты Кристи», за это время прозвали королем хоррора за тексты об эвтаназии, маленьком аде, резне в Асбесте, «прекрасном жестоко» и «живых, но мертвых». «Русский репортер» попытался понять, как выглядит мир через очки с откидными стеклами Глеба Самойлова

Текст: Анна Рыжкова

- Вы собрали коллектив для нового проекта сразу после того, как распалась группа «Агата Кристи», и до сих пор исполняете на концертах песни, которые написали в 1990-х. Среди аудитории The MATRIXX много поклонников «агатовского» рока?

— У нас недавно был концерт в Нижнем Новгороде, и даже организаторы сказали, что основная часть зрителей — это молодежь, которая вежливо воспринимает песни группы «Агаты Кристи», но притом очень бурно реагирует на музыку The MATRIXX. Я ориентируюсь не на людей сейчас, а на свои чувства. Наше творчество — это реакция на общественные события и события моей личной жизни. Аудиторию «Агаты Кристи» даже в последнее время существования группы составляли люди, вокруг которых не происходило чего-то нового и интересного и которые просто покупали билеты на концерт, чтобы потанцевать под шлягеры своей молодости.

— Какие события больше всего повлияли на ваши тексты и музыку?

— Таких событий было очень много за последние несколько лет, и все они довольно печальные, если послушать наши песни. В них виноваты люди, которые до сих пор живут, но на самом деле уже мертвые.

— Когда вы только начинали проект The MATRIXX в 2010 году, сказали, что будете исполнять «неопостготику».

— Да, я сам придумал такой термин на ходу. «Нео» — это отсылка к «Матрице», а постготикой можно называть все, что после готики.

— За последнюю неделю я послушала много музыки The MATRIXX…

— Я очень вам сочувствую.

— Почему в текстах так много смерти?

— Я никогда этого сам не говорил, но за меня это однажды сделал мой друг. Он сказал: «Вы не понимаете, Глеб не зовет смерть, он ее заговорить пытается». В русской народной традиции есть такая колыбельная: «Баю-бай, баю-бай, поскорее умирай». Эту колыбельную пели над маленьким больным ребенком, чтобы отвадить смерть. Я занимаюсь тем же самым.

— При этом в одной из песен ваш герой подпевает похоронному маршу в мажоре. Это ирония?

— Если бы песни вызывали какое-то одно конкретное чувство, а не смешанные эмоции, тогда мы бы не смогли быть интересными для зрителя. Что бы автор ни закладывал в музыку, слушатели все равно выносят из нее то, что хотят. Но мой главный посыл понятен — это свобода.

— Последний свой альбом «Резня в Асбесте» вы записали еще в мае 2015 года. Почему с тех пор не выходило ничего нового?

— Я ничего не писал два с половиной года. Я готовился к написанию нового альбома, хотя сам не осознавал этого. Он должен выйти осенью. Благодаря этой работе я сплю последние месяцы по два-три часа в сутки. Сегодня, например, лег в семь. Я понял вдруг, что, несмотря на уже сделанные заготовки, одна песня точно не подходит. И в то же время понял, что мне в альбоме не хватает других песен. Любой музыкальный альбом — это пьеса, история. Если какая-то песня не вписывается, это значит, она не подходит драматически.

— Вы обещали в новом альбоме новый звук.

— Да. Нечто подобное «Агата Кристи» уже делала в альбоме «Чудеса», который основывался на рейв-культуре. Новый альбом будет необычным для тех, кто совсем забыл, что такое хоррор. The MATRIXX смешивает жанры, поэтому мне привычно, если соединяют дапстеп и тяжелый рок, транс и диско. Последний дуэт, который у меня состоялся, — с рэп-группой 25/17. Я послушал, что они делают и о чем говорят, мне понравилось. Но в новом альбоме группы The MATRIXX рэпа не будет: мне не дано раскладывать буквы по слогам и дикция не позволяет.

— Кто из музыкантов делает сейчас то, что вам интересно?

— В последнее время откровением стала группа LittleBig. Я наткнулся на них совершенно случайно. Я так давно не смеялся, я не мог уснуть ночь. Хохотал как бешеный!

— Что вас в них рассмешило?

— А вам не смешно?

— Когда я увидела их в первый раз, было страшно.

— Да, это очень жесткая, злобная сатира, но она очень профессионально, качественно и убедительно сделана.

— Обычно вы сами пишете все тексты для группы Th e MATRIXX. В новом альбоме вы обращаетесь к чьей-то еще поэзии?

—В этот раз я посотрудничал с таким по этом, как Владимир Владимирович Маяковский. Более того, это будет именно его прочтение — в песне прозвучит голос самого Маяковского. С него для меня началась поэзия. По-моему, это даже не классика — для меня он жив и по-прежнему существует.

— В октябре The MATRIXX записала песню «Бриллиантовые дороги» на текст Ильи Кормильцева. А его поэзия чем вам близка?

— Так получилось, что мы дружили с Ильей и Алесей (Алеся Маньковская — третья жена Ильи Кормильцева. — «РР») два последних года его жизни. Илья как публицист, общественный деятель, переводчик и философ значит для меня гораздо больше, чем Илья как поэт. Самое дорогое — то, что мы смогли с ним стать единомышленниками.

— В чем?

— Понимаете, нам даже спорить было не о чем. Смысл деятельности Ильи был в том, что он объединял вокруг себя людей, которые чувствуют несправедливость этого мира, но двигаются в разных направлениях, поддерживают разные взгляды. Илья объединял таких людей для того, чтобы они перестали друг с другом воевать.

— А в чем вы видите несправедливость мира?

— Если я начну перечислять, наш разговор продолжится до завтра. Например, в том, что хорошие люди умирают, а другие плавают на поверхности.

— Вы говорили, что творчество для вас — это саморазвитие и саморазрушение. Как оно вас разрушает?

— Это со всеми музыкантами и поэтами так было, кроме Гете. Он стал большим высокооплачиваемым чиновником и в то же время продолжал писать стихи. Стихи, которые мне, например, абсолютно не интересны. При всем уважении и любви к слушателям, то, что делают они, — это вампиризм. Они берут, а все творческие люди отдают. Поэтому, естественно, происходит саморазрушение.

— Разве артист не получает эмоциональную отдачу?

— Да, но только в то время, пока он поет или когда чувствует радость от написания песен. Простой пример. Если бы вы заглянули в нашу гримерку сразу после концерта, то увидели бы, какие мы сидим — с языками на боку, мокрые, — и какие радостные и бодрые залетают зрители. Потому что они получили свое, а мы отдали свое. Я лучше отдам свои силы на концерт, чем буду экономить их для автографов и фотографий после выступлений.

— В таком случае что возвращает вам силы?

— Как ни странно, музыка.

Глеб Самойлов о вечном

Цитаты из песен группы The Matrixx

Бог

И если верить Богам,
У нас не останется Бога («Нуар»)

Ад после смерти банален и туп,
Но ад уже здесь, они знают и врут» («Меня зовут»)

Жизнь

Это жизнь — а это Я,
Счет один 1:1 («1:1»)

Мы будем жить всегда на сайте ФСБ,
Извечная весна в холодном декабре («Жить всегда»)

Смерть

Кто выиграл и проиграл Войну
Лежат и ждут в одном гробу («Темно»)

Не спи, не спи
Боюсь
Мы прозевали смерть, тоннель
И где же свет?! («Мы под огнем»)

Любовь

Комната залита кровью.
Я занимаюсь любовью («Любовью»)

Они насилуют врагов,
А я пою им про любовь («Забери меня»)

Любовь — это бред,
Где «да» значит «нет» («В открытый рот»)

Одиночество

Космос глубокий —
Я одинокий» («Космос»)

Чего же ты ждешь —
Текилу с утра
Или просто звонка? («Сердце и печень»)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
4 признака того, что в морозильной камере установлена неправильная температура 4 признака того, что в морозильной камере установлена неправильная температура

Как понять, что морозилка работает неправильно?

ТехИнсайдер
Lowa Lowa

Катя Iowa — сверхновая фэшн-дива и главный амбассадор лютого авангарда

Собака.ru
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Вадим Селезнев Вадим Селезнев

Вадим Селезнев: вместе с однокурсником шесть лет играл в команде КВН DasISTfak’t

Правила жизни
Курьер курьер Курьер курьер

Петя и психотерапия через лес

Правила жизни
«Ничто не возникает внезапно» «Ничто не возникает внезапно»

Режиссер Александр Сокуров — о новом фильме, истории и ошибках

Weekend
В оттенках природы В оттенках природы

Эта кухня в московской квартире — часть открытого пространства кухни-гостиной

Идеи Вашего Дома
«Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов «Если вы не занимаетесь пиаром, им займется ваш конкурент». Как работает PR-агентство для девелоперов

Зачем девелоперам личные блоги и wellness-мероприятия?

Inc.
Завтрак в мансарде Завтрак в мансарде

Почему романтиков и творческих личностей привлекает жизнь в мансарде?

Идеи Вашего Дома
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос» Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос»

Белый водород — в чем его уникальность и насколько обоснованы ожидания от него?

ФедералПресс
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Открыть в приложении