12 раз #чтонетак
Зачем Общественная палата вынуждает чиновников и активистов говорить
В марте Липецк стал двенадцатым городом, в котором состоялся раунд федерального дискуссионного проекта Общественной палаты под общим тегом #чтонетак. Идея в том, чтобы форсировать диалог активных горожан и властей на площадке региональных палат — можно сказать, «принудить» чиновников к взаимодействию с общественниками. И что же, как выяснилось, не так?
— Уже по мелочам видно, когда общественники впервые приглашены. Берет микрофон человек, явно делающий свое дело, но микрофон видел не часто, волнуется, — говорит Вадим Жарко, член Общественной палаты и координатор проекта. — С одной стороны, хорошо: мы даем возможность задать вопросы или защитить свое дело перед лицом чиновников. Но с другой, понятно, что до нас диалога почти не было.
До Липецка были Великий Новгород, Рязань, Ярославль, Петрозаводск, Ульяновск, Астрахань, Киров, Нижний Новгород, Барнаул, Владимир, Иваново.
— Во Владимире самые активные общественники (а это были экологи) очень быстро перешли на повышенные тона, — продолжает Вадим Жарко. — Но это тоже от отсутствия привычки к диалогу: ругань — не самый лучший способ использовать возможность прямого контакта с властями. Понятно, что в регионе обсуждаются большие и проблемные проекты — мусоросжигательный и битумный заводы. Но дело же не в том, чтобы покричать, а в том, чтобы проблемы решить. Власти тоже в ответ начинают защищаться, хотя им часто есть что ответить и по существу. Какие-то опасения экологов — результат слухов, какие-то из проектов не прошли экспертизы. Но обсуждение острых тем и откровенность уже сами по себе многого стоят.
— Жителей никто не спрашивал. Публичных слушаний не проводилось, — утверждал Андрей Прокофьев, представитель инициативной группы жителей. — Объявления о публичных слушаниях публикуют некорректно, никто не может ничего понять. Нет технико-экономического обоснования проекта. Оборудование мощнее заявленного в сто раз. Нет даже проекта системы очистки... Он будет работать, и неочищенные стоки и выбросы достанутся нам.
Мэр Владимира Андрей Шохин парировал:
— Вообще в последнее время все обсуждается публично, без публичных слушаний ничего не решается. На «Биотуме» создана рабочая группа, готовая приглашать всех желающих и открыто проводить любые экспертизы. Что касается очистных сооружений, мы будем смотреть — приглашаю вас прийти к ручью вместе и решить все проблемы!
Модерирует «круглые столы» секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев, а это значит, что игнорировать разговор региональным и городским чиновникам не с руки; при этом организаторы приглашают к диалогу не только «лояльные» НКО, но и зубастых общественников. Вот в Липецке директор АНО «Центр поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций» Юлия Старых выступила резко:
— Ответ на вопрос «Что не так?» бессмысленный, если не задумываться, почему не так. Сокращается число НКО в регионе — это тенденция! Идет сокращение работников НКО почти на 15 тысяч. Не из-за экономии средств, а из-за внутренней ситуации, сложившейся в отрасли… Средства большей частью уходят на целевую поддержку конкретных организаций, а не по конкурсу. Теперь о наших проблемах. Наш центр признан должником, обвинен в нецелевом использовании средств, и нас обязали к их возврату. Работники остались без зарплаты. Мы единственный ресурсный центр, который оказывает помощь НКО по городу и по всей области.
Собственно и сам Валерий Фадеев предлагает выступать откровенно.
В Нижнем Новгороде (где незадолго до мероприятий #чтонетак был назначен новый мэр) он сказал:
— Обязательно должны быть представители власти, обязательно должны быть активисты, журналисты, которые заинтересованы в обсуждении тех или иных проблем, и бизнес, который, как и граждане, в этом участвует. Вот такой несложный замысел. Как показывает наш опыт, там, где власти относятся к этому серьезно, где губернатор сам принимает участие в таких заседаниях, продвижение огромное.
В каждом городе проведения организаторы пытаются вовлечь в обсуждение еще и простых горожан; в центре города монтируются большие буквы #чтонетак, а волонтеры собирают мнения прохожих. Это тоже иногда настораживает некоторых чиновников.
— История с буквами пугает, потому что — как же так? Люди наверняка сейчас напишут, что «губернатор козел»! — рассказывает Вадим Жарко. — Якобы это каждому второму интересно написать. А на самом деле, когда человеку задаешь вопрос «Что не так?», он начинает говорить про конкретные проблемы. Что нечем дышать, снег не убирают, трубы текут, троллейбус не так ходит…
Действительно, в Липецке граждане просили обустроить пешеходные и велодорожки, в том числе пешеходную дорожку от микрорайона Елецкий до ТРЦ «Ривьера»; предлагали сделать бесплатным проезд для школьников из многодетных семей. Многих беспокоило отсутствие приютов для бродячих собак, многие просили обустроить Нижний парк. Традиционно граждане упомянули проблемы ЖКХ и низких пенсий.
В Нижнем Новгороде прямо перед началом круглого стола, за пятнадцать минут, у установленных на центральной улице города букв народу было немного: волонтеры, которые предлагают людям поучаствовать в опросе и помогают в случае необходимости записать ответ, и пара телевизионщиков с государственных каналов. Это понятно: мороз, холодно н улице. Но верно и то, что и власти, и жители оказывается в некотором недоумении: это формальная причуда московского начальства или все серьезно?
— Строительная политика в Нижнем Новгороде формируется без учета исторической среды, — заявила Анна Давыдова, лидер градозащитного движения «СпасГрад». — У нас исчезли десятки объектов, это облик города. Мы предлагаем придать Нижнему статус исторического поселения и развить концепцию сохранения исторической застройки. Что еще не так у нас? Состояние гражданского общества. В частности, на прошлой неделе сожгли в Дзержинске машину журналиста Щуренкова, такая же ситуация и в Балахне, там оказывают давление на Игоря Рузанкина.
Анна Давыдова в конце выступления, по сути, перевела уровень разговора с проблем городского развития на уровень криминала политического значения и резонанса.
— Чаще всего давление на активистов и градозащитников оказывают не районные власти, а застройщики, правильно? — Валерий Фадеев вернул разговор в область, в которой чиновники могут взаимодействовать, а не спорить. — Но в любом случае Глеб Сергеевич записал информацию.
Врио губернатора Нижнего Новгорода Глеб Никитин, похоже, действительно записал информацию и уже в марте дополнительно встречался с градозащитниками, которые обвиняли власти в отсутствии диалога.
— История строительства на Стрелке, строительства стадиона и того, что происходит с бывшим портом, — это история как раз про то, что общественность, специалистов и экспертов не слушают, не принимают во внимание на этапе проектирования, — говорила активистка движения «Открытая Стрелка» Марина Игнатушко.
— Сегодня мы почувствовали, что историчность города находится под угрозой, — заявил новый мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов. — Мы должны подумать, каким лицо города должно быть завтра.
В скором времени можно будет оценить, насколько форсированный диалог общества и властей в формате #чтонетак меняет общественную атмосферу в городах и будет уходить деление общественников на «своих» и «чужих» со стороны власти. Потому что в среднем в регионах проект часто фиксирует непонимание региональными и городскими руководителями мотивации не зависимых от них общественников, у них в голове сразу включаются теории заговора.
Фотографии: Борис Двойников/oprf.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl