Русский музей в Звенигородском Манеже. Гид по выставке «Вокруг Левитана»
В Звенигородском Манеже открылась выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собраний Русского музея». «Сноб» рассказывает про пять работ художников, по истории которых можно проследить развитие русской пейзажной живописи.
Исаак Левитан, «Домик с ракитами»
Первая половина 1880-х Русский музей, Санкт-Петербург
Лирический образ русской природы в картинах Исаака Левитана складывался из большого количества натурных этюдов, которым художник уделял особое внимание. По убеждению живописца, только в этюде можно было увидеть все нюансы выбранного мотива. Иногда для большей верности пейзажист одновременно начинал писать два этюда одного и того же места. Он был убежден, что «в большом этюде больше вранья», и отдавал предпочтение небольшим размерам холста.
«Дом с ракитами» — этюд, написанный в период окончания обучения художника. Эта картина — пример работы крепкого и уверенного мастера, которого впереди ждет очень долгий путь. Стилю Левитана еще только предстояло сформироваться. В последующих работах он уже не будет обращаться к такой проработке деталей, как в этом этюде. Несмотря на простоту сюжета, Левитан подмечает натуру. Эмоциональным камертоном стали красные и белые ткани в углу картины. Кажется, что дом оживает и скоро кто-то точно выйдет за этими высохшими на солнце цветными пятнами.
Алексей Саврасов, «Ранняя весна»
1880–1890-е Русский музей, Санкт-Петербург
Важное значение для формирования стиля Левитана имела личность наставника. Поворотным моментом в жизни начинающего художника стало знакомство в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с преподававшим там Алексеем Саврасовым. Он привил Исааку Левитану любовь к пейзажу настроения. Цветовая гармония, свойственная произведениям Саврасова, была новаторской для своего времени — его