Романтик с большой дороги: как дизайнер из Томска зарабатывает на фотографиях несуществующих людей
В 2018 году уроженец Томска Иван Бойко запустил фотосток с лицами людей Generated photos. Его отличительная черта в том, что ни одно из лиц не существует в реальности — их сгенерировали нейросети. Зачем россиянин, живущий в Аргентине, охотится за лицами людей по всему миру и создает фейковых персонажей?
«Нам стабильно раз в месяц звонят инвесторы. Я раз за разом говорю: мы не райзим (привлекаем инвестиции — Forbes), но познакомиться будет приятно. У нас и так есть деньги, которые мы не знаем, куда девать», — говорит основатель компании Icons8 Иван Бойко. С 2018 года он развивает фотосток Generated photos, все снимки в котором генерирует искусственный интеллект (ИИ).
Сейчас база насчитывает более 2 млн фотографий. Среди пользователей стока есть дейтинговый сервис, китайский производитель хлопьев, полицейские отделения. По собственным данным, стартап прирастает на 500 новых клиентов и зарабатывает в среднем $15 000 в месяц. Месячная подписка на сток стоит $20, но пользователи могут получить фотографии бесплатно, если используют снимки не в коммерческих целях. Бесплатный доступ также получают университеты, которые проводят академические исследования.
Стартап развивается на средства, которые приносит основной бизнес Бойко — дизайн-агентство Icons8. Бойко запустил агентство еще в 2003 году: изначально оно специализировалось на создании веб-интерфейсов и иконок, позже стало заниматься стоковыми иллюстрациями и фотографиями. По словам Бойко, спустя почти два десятилетия со старта выручка бизнеса ежегодно растет на 40%, в 2020 году она составила $2,1 млн. 60% принесли розничные клиенты, которые покупают подписку на базы иконок, иллюстраций и фотографий, еще треть — компании, которые заключают с агентством индивидуальные контракты (среди них — Google и Microsoft). Еще 10% дает реклама — компании могут размещать на сайте агентства баннеры.
«Вау, иконки»
Иван Бойко беседует с Forbes по видеосвязи, сидя на шезлонге в зеленых зарослях недалеко от побережья Тихого океана. Восемь лет назад он перебрался из Москвы в Буэнос-Айрес, где встретил вторую жену. С тех пор большую часть года пара «вагабондила» (проводила в разъездах — Forbes), а в Аргентину возвращалась только на лето. «Оседать не хотелось, потому что путешествия помогают оставаться в состоянии дискомфорта, а оно спасает от прокрастинации», — поясняет предприниматель. Однако из-за закрытия границ путешествия стали невозможны и пара купила дом в деревне. Там до сих пор идет ремонт, поэтому интервью периодически прерывается из-за шума работ.
Бойко родился в Томске, там же с отличием окончил художественную школу и в 1995 году поступил в Томский государственный университет на разработчика. Стать программистом казалось ему более перспективным вариантом, чем карьера художника. В июле 1998 года, на третьем курсе он переехал в Москву и устроился дизайнером интерфейсов в московскую дизайн-студию «АльтерМедиа». Спустя два месяца компания закрылась и Бойко пошел работать в компанию-разработчика ПО Parallels. За четыре года в агентстве он вырос из рядового дизайнера в старшего и с нуля построил отдел разработки интерфейсов.
В начале 2003 года он ушел из Parallels и стал развиваться как фрилансер. За несколько месяцев до увольнения Бойко запустил сайт VisualPharm, где выложил накопленное за время работы портфолио. Помимо интерфейсов, дизайнер создавал иконки. Крошечные изображения луп, конвертов и других предметов нужны были команде Parallels, чтобы нагляднее демонстрировать клиентам готовые интерфейсы. В итоге Бойко понял, что нарисованные им иконки интересуют рынок сильнее, чем услуги веб-дизайнера. «Все писали: «Вау, иконки», ну, я и начал делать иконки», — вспоминает предприниматель.
Следующий год он работал у себя в съемной квартире. Покидая постоянную работу, Бойко думал, что на фрилансе его доход сократится в четыре раза — с $2000 до $500. Поэтому ради экономии сдал вторую спальню в арендованной квартире знакомому новозеландцу. «Моя первая жена работала моделью. Она тогда уехала в Японию, — рассказывает Бойко. — Я остался один в двухкомнатной квартире. Она стоила $400 в месяц. С новозеландцем мы платили пополам. Я посчитал, что еще $300 хватит, чтобы оплатить интернет, еду, квартплату».
Но уже в первый месяц за счет иконок предприниматель, по его словам, стал зарабатывать «гораздо больше». В том же 2003 году он нанял первую сотрудницу. За зарплату в $400 она обрабатывала входящие заказы — предприниматель уже не справлялся с потоком. Год спустя в команде Бойко уже работали пять человек, он снял офис на Ленинградском проспекте рядом с «Трахтенберг-кафе» радиоведущего Романа Трахтенберга, и зарегистрировал компанию.
Первые 10 лет команда Бойко создавала кастомизированные иконки под запросы клиентов. Среди них были, к примеру, General Electric и Европол. Последние просили нарисовать иконки с изображениями оружия и наркотиков. Агентство не давало рекламу, клиенты сами находили его в интернете, утверждает предприниматель: «Наша задача была работать так, чтобы они оставались».
В 2012 году Бойко переориентировался на стоковые иконки. «Предметы часто повторялись. А художнику приходилось при этом все заново перерисовывать, это утомляло», — поясняет он. Первый набор из 200 иконок нарисовал художник Александр Христофоров, который к тому моменту уже шесть лет работал в компании. Команда Бойко выбрала для них стиль Metro, который использовался в операционной системе Windows 8. «Она в том году только появилась, — рассказывает Христофоров. — И мы так пытались попасть в клиентов, которые хотели, чтобы их приложения смотрелись как родные рядом с новыми приложениями от Microsoft». Сток назвали Icons8, по аналогии с новой операционной системой Windows.