Григорий Ревзин о «Произведении искусства будущего» Рихарда Вагнера

WeekendИстория

Как произведение искусства становится обществом социальной справедливости

Проект «Оправдание утопии»: Григорий Ревзин о «Произведении искусства будущего» Рихарда Вагнера.

Маркграфский театр в Байройте. ALAMY / ТАСС

С этого текста Рихарда Вагнера начинается традиция эстетической утопии — то есть такой утопии, в которой искусство формулирует идеал нового общества и является средством его построения. Это принципиально новая утопия в истории человечества, и Вагнер пророк ее. Обойти его невозможно. Не то что близких мыслей нельзя найти у его современников — бесконечно более симпатичный Джон Рёскин или меланхолический Уильям Моррис двигались в том же направлении, но тут сказалось особое положение оперы в XIX веке. Это было массовое искусство, нечто вроде современной поп-музыки с истерическим поклонением, со звездами, с той, пожалуй, разницей, что «общество масс» тогда только начинало свое победное становление в Европе.

Рихард Вагнер был человеком с представлениями о порядочности, заметно отклоняющимися от минимально приемлемых стандартов что его времени, что нашего.

Он был убежденным антисемитом, страстным проповедником антисемитизма, и хотя он предавался своей животной и философской ненависти к евреям индивидуально, до Холокоста, его наследие очень вдохновило тех, кто его осуществил. Писать и даже читать о Вагнере некоторым людям (например, мне) малоприятно, хотя вот большой русский философ Алексей Федорович Лосев посвятил ему панегирик, прославив его как революционера и мыслителя, осознавшего ограниченность буржуазной революции. При этом Вагнер был образцово гениальным композитором, точнее идеальным выражением того, что называлось «гением». Само явление гения, каким его сочинил XIX век, относится к Вагнеру больше, чем к кому-либо другому. Но гениальность не проходит по разряду утопий, а Вагнер хотя и пытался влезать в государственное управление и архитектуру со всей силой изумительного самодовольства демиурга, но в этих исконно утопических областях не преуспел.

Однако он написал книжку «Произведение искусства будущего». Важен год создания «Произведения искусства будущего» — 1850-й. В 1849 году Вагнер, тогда придворный капельмейстер в Дрездене, восстал против самодержавия покровительствовавшего ему Фридриха Августа II, вошел в число руководителей дрезденской коммуны, а после поражения эмигрировал в Швейцарию. Кажется, что эстетические утопии порождаются досадой на эстетические же изъяны в наличном образе мира, и в дальнейшем этот мотив играл некоторую роль, но Вагнер преследовал изъяны именно социальные. Искусство, по Вагнеру, не создает прекрасное, оно создает прекрасное общество. Произведение искусства будущего должно спасти мир от несправедливости общественного устройства.

Вагнер начинает с того, что народ нуждается, потому что некоторые погрязли в роскоши и богатстве. Ненужное съедает необходимое. Это стандартная риторика революции, ко времени Вагнера, за полвека после Мирабо и Марата, она превратилась в газетную рутину. Речь идет о том, как следует организовать общество после уничтожения самодержавия, аристократии, угнетения, роскоши и богатства, общество модерна, или, как его когда-то определил Ортега-и-Гассет, «общество масс». Мне кажется, хотя я понимаю возможные возражения, именно в этом смысле следует понимать слово «народ» в текстах революционно настроенных мыслителей XIX века.

Только удовлетворение истинной потребности является необходимостью и лишь народ действует согласно необходимости — поэтому неудержимо, победоносно и единственно правильно. — Рихард Вагнер

«Народ — это совокупность всех, связанных общей нуждой. К нему принадлежат все те, кто воспринимает свою нужду как всеобщую или коренящуюся во всеобщей; все те, кто ищет облегчения своей нужды в облегчении общей нужды и направляет все свои силы на облегчение своей нужды, которую он считает всеобщей; ибо только крайняя нужда является истинной нуждой; только такая нужда является источником истинных потребностей; только всеобщая потребность является истинной потребностью; только тот имеет право на удовлетворение своих потребностей, кто испытывает действительные потребности».

Однако оказывается, что вот эти нуждающиеся нуждаются не в том, в чем они думают, вернее, эта их обычная нужда является частным случаем более общей. Способность природы обеспечивать людям достойные условия существования — это изначальное свойство истинного мироустройства. Если его достичь, нуждаться в материальном смысле никто не будет. Вопрос отсюда не в том, как достичь материального равенства, а в том, как достичь истинного мироустройства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как перестать быть вежливым и полюбить безумное порно Как перестать быть вежливым и полюбить безумное порно

О реконструкции непристойности в фильме Раду Жуде «Безумное кино для взрослых»

Weekend
NFT-токены: очередной хайп или будущее рынка интеллектуальной собственности? NFT-токены: очередной хайп или будущее рынка интеллектуальной собственности?

Каковы преимущества, риски и перспективы «токенизации» современного искусства?

Forbes
В императорском стиле В императорском стиле

Восстановление коллекций Петергофа сегодня зависит от щедрости бизнесменов

Forbes
Демоны Аннелизы: как погибла девушка с эпилепсией, из которой изгоняли бесов Демоны Аннелизы: как погибла девушка с эпилепсией, из которой изгоняли бесов

«Шесть демонов Эмили Роуз». фильмы снятые по мотивам реальной истории

Cosmopolitan
Дорого-небогато Дорого-небогато

Почему не нужно хранить деньги в швейцарском банке

Forbes
История бизнеса, который позволяет не сомневаться в себе История бизнеса, который позволяет не сомневаться в себе

Как Юлия Мальгинова открыла онлайн-магазин нижнего белья «Тушé»

Домашний Очаг
От слов к делу. Как колонками о прелестях ГУЛАГа нас готовят к тоталитарной диктатуре От слов к делу. Как колонками о прелестях ГУЛАГа нас готовят к тоталитарной диктатуре

Леонид Гозман: новый государственный порядок — это тотальное самовластье

СНОБ
Прожорливая золотая рыбка сломала челюсть. Ей пришлось делать операцию Прожорливая золотая рыбка сломала челюсть. Ей пришлось делать операцию

Уникальная процедура по исправлению сломанной челюсти рыбке

National Geographic
От зависимости к свободе: как развивается наша личность От зависимости к свободе: как развивается наша личность

Рождаемся мы личностью или становимся?

Psychologies
От «Матрицы» до «Сноудена»: лучшие фильмы всех времен про хакеров и программистов От «Матрицы» до «Сноудена»: лучшие фильмы всех времен про хакеров и программистов

Список лучших картин о хакерах, программистах и системах безопасности

Playboy
Ретроны помогли создать новый инструмент для редактирования генома Ретроны помогли создать новый инструмент для редактирования генома

Инструмент оказался полезным для создания и анализа генетических вариантов

N+1
Течет река Течет река

Волгоград — земля героев, речных просторов и фантастически красивых пейзажей

Лиза
6 настоящих смертей, которые показали по телевидению 6 настоящих смертей, которые показали по телевидению

Появление смерти на экранах телевизоров всегда становилось сенсацией

Maxim
Высокомерие и любовь к сплетням: самая раздражающая черта каждого знака зодиака Высокомерие и любовь к сплетням: самая раздражающая черта каждого знака зодиака

Чем ты больше всего бесишь других людей?

Cosmopolitan
Скоро лето: что такое UVA и UVB лучи Скоро лето: что такое UVA и UVB лучи

Чем отличаются UVA и UVB лучи друг от друга? И есть ли другие типы лучей?

Популярная механика
10 самых популярных заблуждений о жизни в Средневековье 10 самых популярных заблуждений о жизни в Средневековье

Жуткие и забавные мелочи средневековой жизни — выдумка

Maxim
Пожилой мужчина чудом выжил после схватки с медведем Пожилой мужчина чудом выжил после схватки с медведем

Схватка со взрослым медведем весом около 130 килограммов

National Geographic
Больно мне, больно Больно мне, больно

Взрослые и самостоятельные, мы все равно остро переживаем потерю отношений

Psychologies
«На фото девочка 20 лет, не больше»: Юлия Ковальчук в трусиках изумила фанатов «На фото девочка 20 лет, не больше»: Юлия Ковальчук в трусиках изумила фанатов

Юлия Ковальчук раскрыла свои секреты идеальной фигуры

Cosmopolitan
Постоянно хочется спать: 15 причин, почему это происходит Постоянно хочется спать: 15 причин, почему это происходит

Сонливость может быть и симптомом многих болезней

РБК
Неандертальцы вымерли в Крыму более 40 тысяч лет назад Неандертальцы вымерли в Крыму более 40 тысяч лет назад

Британские палеоантропологи: Крым – одно из последних мест жизни неандертальцев

N+1
Сын Михаила Фридмана занялся протеиновыми батончиками Vasco Сын Михаила Фридмана занялся протеиновыми батончиками Vasco

Александр Фридман поможет основателю бренда Vasco выйти на федеральный уровень

Forbes
Как нормально отказать боссу Как нормально отказать боссу

Как отказать боссу

VC.RU
Людмила Улицкая: Лоскуток. Воспоминания о советских нарядах Людмила Улицкая: Лоскуток. Воспоминания о советских нарядах

Воспоминания о советских нарядах. Отрывок рассказа Людмилы Улицкой

СНОБ
«Не переживай, родишь другого»: с чем сталкиваются женщины, потерявшие ребенка «Не переживай, родишь другого»: с чем сталкиваются женщины, потерявшие ребенка

Как пережить перинатальную потерю и поддержать женщину, потерявшую ребенка

Cosmopolitan
13 фраз, которые могут заставить вас сомневаться в своей адекватности 13 фраз, которые могут заставить вас сомневаться в своей адекватности

Как понять, что за чужой любовью и заботой скрываются манипуляции

Psychologies
Любовь или война? Почему мы ссоримся с партнером и как это исправить Любовь или война? Почему мы ссоримся с партнером и как это исправить

Как складываются сценарии домашних «войн»?

Psychologies
Телячьи нежности: новорожденный бизон играет с мамой Телячьи нежности: новорожденный бизон играет с мамой

В Шёнбруннском зоопарке родился бизон – животное, относящееся к уязвимому виду

National Geographic
Хабиб: Хабиб:

Звезда TikTok Хабиб пообщался с Cosmo и рассказал о своем секрете успеха

Cosmopolitan
«Разнообразие в командах важно — иначе вы не выживете на борту»: как Роуз Дамен управляет строительством мегаяхт «Разнообразие в командах важно — иначе вы не выживете на борту»: как Роуз Дамен управляет строительством мегаяхт

Роуз Дамен руководит яхтенным подразделением судостроительного гиганта Damen

Forbes
Открыть в приложении