Родина русского стиля. Музеи и мастерские Иваново и Палеха
Чуть меньше четырех часов на «Ласточке» – и вот вы разглядываете резные ставни, яркий ситец, интерьеры «итальянского палаццо» и видите, как привычные «шкатулочные» мотивы преобразились в работах художников нового Палеха.
Приехать в Иваново стоит хотя бы для того, чтобы увидеть единственный крупный в стране железнодорожный вокзал в конструктивистском стиле. Плоская крыша, круглые окна, ленточное остекление, полукруглые выступающие объемы и отсутствие украшательств на фасаде, а внутри – деревянные лавки, метлахская плитка, отреставрированные мозаики, панно и главное – свет из огромных окон заливает серо-голубые стены. Здание основательно, но будто парит. В одном из залов ожидания теперь проходят выставки, кинопоказы и лекции.
Это один из самых удачных реставрационных проектов в России последних лет – московское бюро Faber Group бережно восстановило здание, которое в 1929-1933 годах построили по проекту архитектора-авангардиста Владимира Каверинского. Но почему здесь? В начале 20 века в Иваново подумывали перенести столицу. К вопросу подошли с размахом: например, один из братьев Весниных, главных архитекторов авангарда, Виктор, спроектировал здание «Ивсельбанк» на пересечении центральных улиц Иваново (ул. Красной Армии 10/1). Проект переноса столицы не осуществился, а архитектура авангарда осталась.
Музей ивановского ситца
Знакомый рисунок – найдите орнамент стен и потолка зала ожидания вокзала на отрезах в Музее ивановского ситца в доме фабрикантов Бурылиных. Коллекция в полмиллиона тканей переворачивает сложившееся представление о русском дизайне – принты, цвета, мотивы такие, что начинает казаться, будто дизайнеры Etro, Prada и Hermes заезжали в Ивановские мануфактуры за вдохновением. Собранная почти 30 лет назад, она экспонирована на уровне мировых музеев дизайна. Если Манчестер – родина британского стиля, то Иваново – русского, хоть мы давно перестали это замечать.