Покупатель под лупой
До 2020 года арт-рынок оставался надёжной лазейкой для отмывания денег. К чему приведёт регулирование сделок с искусством? И что означает финансовая прозрачность для российских инвесторов?
К январю 2020 года страны — члены ЕС должны были интегрировать в свои национальные законы новые правила Евросоюза по борьбе с отмыванием денег. Пятая директива вступила в силу ещё летом 2018-го, однако за полтора года смириться с изменениями не смогли ни участники европейского арт-рынка, ни коллекционеры из других стран, в частности России.
Идея регулирования сделок с искусством возникла в Евросоюзе в 2016 году после скандала с «Панамским архивом» — утечкой конфиденциальных документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, в результате которой обнаружилось наличие скрытой собственности у политиков из разных стран. Арт-рынок оказался надёжной областью для отмывания денег благодаря отсутствию единых правил, не поддающимся контролю ценам, анонимности, сделкам с наличными, использованию свободных портов. Сам по себе законный рынок искусства огромен: в конце 2018 года он оценивался почти в 68 миллиардов долларов. Чем больше усиливался контроль в других областях, тем привлекательнее для финансов становился художественный сектор.
И вот впервые законодательное регулирование напрямую коснулось арт-рынка, а директива стала шагом к развитию финансовой прозрачности в этой сфере. Причём поддержали её не только страны ЕС, но и, например, Великобритания, которая занимает второе место в мире по объёму арт-рынка (похожий по сути закон сейчас находится на рассмотрении и в конгрессе США, чей арт-рынок на первом месте по объёму). Цель директивы очевидна — не допустить легализации денег или произведений искусства, полученных незаконным путём.