Война и клир: чем вера в Бога отличается от фанатизма — объясняет протодиакон РПЦ
Протодиакон Русской православной церкви отец Андрей Кураев объясняет, как отделить добро от кулаков, а веру — от фанатизма.
В любой многовековой исторической религиозной традиции со временем появляются две школы богословия — богословие любви и богословие ненависти. Есть буддистские проповедники, оправдывающие насилие над бирманскими мусульманами рохинья. Есть иудейские книжники, рекомендующие убийственный обряд пульса-де-нура. Есть и христианские проповедники, красиво говорящие о «пути меча».
В итоге современный адепт легко может найти в своей традиции авторитетные имена, тексты, примеры, оправдывающие его собственные фобию и агрессию. Но при этом хорошо бы избравшему школу ненависти помнить, что это именно его выбор. Подбор любимых цитат, анекдотов, песен, баек говорит прежде всего о выбирающем. К сорока годам человек сам в ответе за свое лицо и за свои политико-религиозные вкусы. Даже если «учили всех», становиться отличником было необязательно.
В современном западном мире «школу ненависти» принято держать «в черном теле». Полагается со стыдом и отмежеванием вспоминать: «Да, бывало у нас и такое», обязательно добавляя: «Но наш Учитель все же учил другому, и мы сегодня тоже уже другие».
Но в этом мейнстриме в 2012 году образовалась противоположная струйка: воспользовавшись скандалом с Pussy Riot, московский патриарх Кирилл дал своим адептам разрешение на публичную демонстрацию ненависти и применение силы против «обидчиков». Уже не в маргинальных листовках, а во вполне официальных церковных медиа стали появляться пулеметные цитаты из древних святых отцов про то, как надо освящать свои кулаки ударом по рылу еретика.
Кроме того, уже к середине 1990-х выход православных риторов в публичную сферу обнаружил, что им скучно говорить о Христе. Да и вроде об этом уже все сказано, а добавляя новое, можно прослыть еретиком и модернистом. Поэтому лучше обличать ереси и заговоры против России.
В путинские годы тема вездесущих врагов, которые столетиями изводили святую Русь, стала официальной и в госпропаганде. И тогда уже готовый продукт тех самых церковных риторов оказался хорошо продаваемым. Кому? Главным спонсорам. А учитывая, что единственным спонсором всего и вся всовременной России стали государственные чиновники и столь же державные олигархи, тексты, переводящие хейт-речи вечернего соловья на церковнославянский язык, стали хорошо окупаться. Административный и денежный