Космополиты поневоле
Массовый исход «креативного класса» из страны привёл к неожиданному эффекту: российское современное искусство наконец-то стало востребовано за рубежом
О том, что российское искусство недооценено и плохо известно за границей, в последние годы в художественных кругах не сокрушался только ленивый. И не без повода — нагулявшийся по «Арт-Базелям» и Венециям профессиональный зритель, остыв от первых восторгов, начал замечать, что уровень художественной продукции, которую выдают на-гора отечественные деятели искусств, не ниже, а иной раз и повыше того, что показывают на престижных мировых арт-смотрах. В качестве причин досадной несправедливости называли слабость российского арт-рынка, языковой барьер и даже административные препоны. Ведь западному профессионалу от искусства, будь он критик, коллекционер или куратор, куда проще добраться в какой-нибудь Гонконг, чем в Россию, — туда, по крайней мере, виза не требуется. Не упоминали только одну причину — недостаток мотивации. Как бы не замечая, что всё это время амбициозные молодые художники уезжали на Запад, получали там образование и методично работали над собственным продвижением, успешно встраиваясь в местную среду. А некоторые, вроде внучки Расула Гамзатова и биеннальной звезды Таус Махачевой, рисовальщицы-активистки Виктории Ломаско и известной своими левыми взглядами группы «Что делать?», умудрялись строить международную карьеру, даже не уезжая из России на ПМЖ. Невероятно, но факт: в числе тех, кто нежданно-негаданно выиграл от спецоперации, помимо авиакомпании «Турецкие авиалинии» и белорусских банков, изнывающих от наплыва клиентов из Москвы и Петербурга, оказались и многие российские художники. Те, кто в жизни не помышлял об эмиграции, внезапно оказались за границей — и карьера их немедленно обрела международный размах. Павел Отдельнов, уроженец отравленного секретными химическими производствами Дзержинска, прославился как