Китай-город
Пандемия закрывает целые страны. Ещё недавно без китайских туристов нельзя было представить Москву и Санкт-Петербург, а сейчас выездной туризм из КНР закрыт. Что это значит для рынка роскоши?
Совсем не видеть на главных улицах российских городов китайских туристов — вполне себе аттракцион, ведь Китай уже несколько лет — лидер туристического рынка России (в 2019 году ФМС насчитала более 1,8 миллиона гостей из КНР) и мира. Но много ли мы потеряли?
Не уверен. Дело в том, что почти все туристические группы из Китая приезжают в Россию (и не только) в рамках пакетного тура с по-китайски красивым дескриптором «Тур дракона», который означает, что все основные части программы были куплены туристом в Китае заранее, и всю закольцованную программу (включая отели, питание и транспорт) организует китайская сторона. Но подобно изгибающемуся дракону в упорядоченную систему выстраивается не только сложный туристический маршрут, но и закругляются обратно в Китай все имеющиеся вокруг группы финансовые потоки. Тогда почему китайцев всё равно ждут с распростёртыми объятиями?
Всё просто: китайский туризм — самый многочисленный в мире (169 млн против 96 млн у Германии) и самый тратящий ($254 млрд против $152 млрд у США) в мире. Кроме того, Китай — мировой лидер потребления товаров класса люкс (33% мирового рынка в 2019-м) и позиции свои должен только усиливать: аналитики Bain предрекают Китаю 50% рынка роскоши уже через пять лет. Но не все китайские туристы одинаковые. По данным петербургской Лаборатории изучения китайского туризма, Россия — далеко не мейнстримное предложение. Массовый турист из КНР у нас — это китайский ну очень средний класс. И туристическая привлекательность нашей страны для него ощутимо подросла в связи с резким падением курса рубля в 2014 году: Россия — дешёвый ответ для тех, кто не может позволить себе Японию, США или Европу.
Модное направление
Такое положение дел на рынке не соответствует главному: туристическая привлекательность России за последнее десятилетие существенно выросла, в том числе за счёт реализации инфраструктурных проектов, улучшений в вопросах транспортной доступности и сообщения, а также стремительного развития рынка HoReCa и рынка услуг. Как итог, Москва и Петербург — неоднократные лауреаты престижной туристической премии World Travel Awards. Молодые рестораторы, открыв сотни заведений по всей России, засияли на весь мир: московские рестораны попали в престижные мировые