Режиссер Олег Трофим — о комиксах, «Майоре Громе», Петербурге и 90-х
На «Кинопоиске» уже можно посмотреть фильм «Гром: Трудное детство». Его, как и первую историю о герое комиксов Игоре Громе, снял режиссер Олег Трофим. Мы поговорили с ним о жанре кинокомикса, а также о том, каким бывает Петербург в кино и в жизни
Новый фильм о майоре Громе рассказывает историю его детства, когда Гром был совсем еще не майором полиции, а мальчиком, росшим в Петербурге 90-х. Пока его отец ловит преступников, Игорь, не теряя времени, пускается в собственные авантюры, ну, а камера неотступно следует за ним. Мы попросили режиссера Олега Трофима, снявшего и «Чумного доктора», и «Трудное детство», рассказать, как и когда в его жизнь пришли комиксы, почему фанаты играют в процессе далеко не последнюю роль и зачем экшен превратился в инди-драму.
О комиксах в России и о фанатской любви
Что такое комиксы в России и кто их читает, я понял на первых съемочных днях фильма «Майор Гром: Чумной доктор». Артем Габрелянов (основатель издательства Bubble Comics, сценарист, продюсер) сразу обозначил ряд ограничений и уровень секретности — у съемочной группы был список, что нельзя рассказывать, фотографировать, выкладывать в соцсети. И я понял, почему эта секретность возникла, когда мы снимали сцену на Большой Морской улице в Петербурге. Я увидел компании подростков, которые то тут, то там возникали на периметре и даже возле вагончиков на съемочной площадке, выслеживали артистов и пытались узнать, кто будет играть Грома. "Твиттер" каждый день ломился от фотографий, снятых исподтишка; появлялись теории и версии, вырванные из контекста домыслы. Такого уровня публичной обсуждаемости я раньше не встречал. После премьеры фильма была автограф-сессия, которая парализовала работу ЦДМ. Кажется, мы только тогда в полной мере осознали, насколько велик фандом. Такое сообщество — это уникальное явление для всей нашей индустрии.
Фандом вокруг Грома — это бесконечно мощный поток энергии, творчества и поддержки. Читатели комикса и зрители фильма максимально вовлечены в процесс, они создают мерч, постоянно придумывают что-то — стикеры, мероприятия, видеоролики, даже собственные комиксы и, разумеется, бесчисленное количество фанфиков. Поклонники вселенной — неотъемлемая ее часть, потому что они влияют на наши эмоции и дают живую реакцию. Помню, как оказался в кинозале на спецпоказе для фанатов. Это было шоу! Зрители знали наизусть не только весь сюжет и монтажные решения, но и каждую реплику героев, даже второстепенных, хором вторили артистам на экране. Мне казалось, что я смотрю со стороны за концертом The Beatles, а на сцене вместо «битлов» мой фильм.
О том, как комикс может превратиться в инди-драму, и о мультфильме внутри фильма
Помню, как мы с продюсером Михаилом Китаевым смотрели короткометражку Владимира Беседина про Майора Грома. Дело было на съемках фильма «Лед», мы вдохновились и сказали друг другу: «Круто, что у нас наконец начали делать комиксы!» Жанр десятки лет существует на мировой арене, и наконец разродился в России. Тогда решили, что было бы классно однажды вместе что-то снять по комиксам, — и вот мы здесь.
К фильму «Майор Гром: Чумной доктор» я подключился где-то на двенадцатой версии сценария. Миша познакомил меня с Артемом Габреляновым, и мы вместе начали перерабатывать сценарий к съемкам. В «Трудном детстве» уже работали сообща с самого раннего этапа — там тоже был с десяток черновых вариантов. Первую версию написали Артем и Женя Федотов, который придумывал комиксного Майора Грома. Мы перебрали текст, обозначили важные для сеттинга и построения эстетики позиции, сверились с режиссерской экспликацией. Затем подключили к процессу Катю Краснер для работы над диалогами. Так острее проявились характеры, манера речи персонажей, пластика, нюансировка сеттинга.