Научный обозреватель Анатолий Глянцев рассказывает о главных событиях 2022 года

ForbesНаука

Бактерия размером с муху и марсианская магма: чем удивила наука в 2022 году

Для ученых этот год стал временем неожиданных открытий и дразнящих перспектив, как в космосе, так и в мире элементарных частиц. Но и разочарования тоже были. Научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев рассказывает о главных событиях 2022 года

Анатолий Глянцев

dart-zoom-bkg-nologos1-0-kopia-6349754ba58b5-copy-63ab04b057a5c.jpg
Спутник DART перед столкновением с астероидом. (Иллюстрация NASA)

Сестра «Аполлона»

Важнейшим событием в космонавтике, безусловно, стала миссия «Артемида I». Самая грузоподъемная из современных ракет — SLS — 16 ноября успешно совершила свой первый полет. Она отправила к Луне корабль «Орион» без экипажа и европейский служебный модуль, обеспечивающий его тягой и энергией. Облетев Луну, корабль успешно приводнился на 26-й день миссии. Для «Ориона» это был всего лишь второй полет в космос и первый — за пределы околоземной орбиты.

Теперь специалистам предстоит досконально изучить вернувшийся аппарат, показания приборов и состояние манекенов, имитировавших экипаж. Если замечаний не последует, облет Луны астронавтами может состояться уже в 2024 году, а еще через год последует высадка на поверхность.

В декабре к Луне отправилась еще одна любопытная миссия. Это первый японский лунный посадочный модуль HAKUTO-R, первый арабский луноход «Рашид» и американский наноспутник для поисков воды «Лунный фонарик». Примечательно, что HAKUTO-R создан на частные средства. Если посадка пройдет успешно, Япония и ОАЭ войдут в клуб держав, чьи аппараты успешно работали на Луне.

Микроб размером с насекомое

Размер большинства бактерий — тысячные доли миллиметра. Но как минимум четыре типа бактерий — настоящие гиганты. Так, средний размер Thiomargarita namibiensis — 0,18 мм, а некоторые исключительные экземпляры этого вида достигают 0,75 мм.

Однако бактерия Thiomargarita magnifica, открытая в 2022 году, бьет все рекорды. Типичный экземпляр длиннее 9 мм и виден невооруженным глазом. Крупнейшие образчики достигают 2 см в длину.

Микроб-переросток обошел все ограничения на размер прокариот (безъядерных клеток). Чтобы обеспечить свой огромный организм АТФ — кислотой, являющейся универсальным источником энергии для всего живого, — T. magnifica синтезирует ее не только на мембране, но и во всей толще клетки. Чтобы ферменты в любой точке имели доступ к ДНК, бактерия распределила по клетке десятки тысяч копий своего генома. Не будучи способна делиться пополам, она отпочковывает небольшие дочерние экземпляры, которые вырастают уже самостоятельно.

Новое открытие размывает грань между примитивными клетками прокариот и гораздо более продвинутыми клетками эукариот, в том числе и многоклеточных. Живая природа в очередной раз оказалась слишком причудливой для простых классификаций.

Бильярд с астероидом

В уходящем году люди впервые изменили орбиту природного небесного тела. Зонд-камикадзе DART, запущенный NASA, 26 сентября врезался в 160-метровый астероид Диморф. Удар 550-килограммового зонда на скорости более 6 км/с был эквивалентен взрыву 3 т тротила. В результате орбита, по которой Диморф обращается вокруг более крупного астероида Дидима, заметно изменилась. Диморф стал ближе к своему патрону и теперь тратит на один оборот на полчаса меньше времени.

Диморф не угрожает Земле. Он просто удобная мишень для первых учений по защите планеты. Теперь специалистам предстоит тщательно изучить последствия столкновения. Для этого Европейское космическое агентство планирует запустить к паре Дидим — Диморф миссию «Гера», которая доберется до цели в 2026 году.

Названы самые безопасные автомобили 2022 года. Их можно купить в России Названы самые безопасные автомобили 2022 года. Их можно купить в России

Рейтинг самых безопасных автомобилей Euro NCAP 2022 года

Спорткар-кроссовер. Mansory превратила Lamborghini Urus в купе Спорткар-кроссовер. Mansory превратила Lamborghini Urus в купе

Тюнинг-ателье Mansory представило новую работу – двухдверный Lamborghini Urus

Неправильный огород Неправильный огород

Как называть серавая, который высаживает странные цветы просто ради красоты?

Как найти угнанную машину: 7 советов Как найти угнанную машину: 7 советов

Как действовать, если машина пропала: инструкция

Самые действенные советы по избавлению от жира на животе для женщин старше 40 лет — проверь, что ты упускаешь! Самые действенные советы по избавлению от жира на животе для женщин старше 40 лет — проверь, что ты упускаешь!

С возрастом метаболизм замедляется и худеть действительно становится труднее

Сумасшедший тюнинг LADA Niva Сумасшедший тюнинг LADA Niva

Кто бы что не говорил, а LADA Niva – культ...

Наталия Белохвостикова: Наталия Белохвостикова:

Наталия Белохвостикова вспоминает о своем муже Владимире Наумове

Коллекция. Караван историй
Странная внешность помогла успешной карьере. История знаменитого фрика Странная внешность помогла успешной карьере. История знаменитого фрика

В начале XX века людям с необычной внешностью была всего одна дорога

Как заблокировать номер телефона на iOS и Android Как заблокировать номер телефона на iOS и Android

Как включить блокировку неизвестных номеров на смартфоне?

Физики в почете: 115 лет назад родился Лев Ландау Физики в почете: 115 лет назад родился Лев Ландау

Ухабистая, но в целом удачная судьба физика-теоретика Льва Ландау

Покажут все: эти звезды завели аккаунты на OnlyFans – и не стесняются Покажут все: эти звезды завели аккаунты на OnlyFans – и не стесняются

Знаменитости, которые завели аккаунты на эротическом портале OnlyFans

Искатель шедевров: как сооснователь Microsoft собрал коллецию, проданную за $1,5 млрд Искатель шедевров: как сооснователь Microsoft собрал коллецию, проданную за $1,5 млрд

В Поле Аллене можно разглядеть страстного коллекционера

Who is Whoosh Who is Whoosh

В конце октября стало известно, что Whoosh планирует до конца года выйти на IPO

Не ругайтесь с Меган Маркл: почему отменили экс-ведущего «Top Gear» Джереми Кларксона Не ругайтесь с Меган Маркл: почему отменили экс-ведущего «Top Gear» Джереми Кларксона

Джереми Кларксон перегнул палку, очередной раз оскорбив Меган Маркл

Тянем-потянем Тянем-потянем

Что делать, если вещь села после стирки?

Подключение к Swift: как Тейлор Свифт выросла из девочки с гитарой в миллиардера Подключение к Swift: как Тейлор Свифт выросла из девочки с гитарой в миллиардера

Почему Тейлор Свифт достойна всего, что имеет

Скрытые значения волос на лице Сталина, Линкольна и Гитлера. Интересный факт! Скрытые значения волос на лице Сталина, Линкольна и Гитлера. Интересный факт!

Что же стоит за усами и бородами правителей?

Долго и счастливо: 5 мифов об идеальном союзе — проверьте себя Долго и счастливо: 5 мифов об идеальном союзе — проверьте себя

Cамые распространенные заблуждения, которые мешают обрести реальную любовь

Cadillac XT4 и европейские ценности Cadillac XT4 и европейские ценности

Cadillac способен выпускать не только монументальный Escalade

«Незнакомец для самого себя»: как понять, что вы бежите от реальности «Незнакомец для самого себя»: как понять, что вы бежите от реальности

Принимаем ли мы реальность по-настоящему?

Что заводит ее больше всего: топ-3 женских фантазий Что заводит ее больше всего: топ-3 женских фантазий

Женщины выбирают партнера не только сознательно, но и бессознательно

7 неожиданных фактов о пиве, в которые вы можете сначала не поверить — но они реальны! 7 неожиданных фактов о пиве, в которые вы можете сначала не поверить — но они реальны!

Что может быть такого интересного в пиве? Оказывается, кое-что все-таки есть!

Отрывок из романа Алексея Иванова «Бронепароходы» Отрывок из романа Алексея Иванова «Бронепароходы»

Глава из романа Алексея Иванова о речном флоте времен Гражданской войны

«Страдающее Средневековье»: как разбогатеть и поумнеть благодаря голове из глины «Страдающее Средневековье»: как разбогатеть и поумнеть благодаря голове из глины

Глава из книги «Восковые ноги и железные глаза» про феномен вотив

Ученые NASA объяснили как возникает солнечный ветер Ученые NASA объяснили как возникает солнечный ветер

Что нагревает и ускоряет солнечный ветер?

Антон Макаров & «Диктофон» Антон Макаров & «Диктофон»

«Суицидально-романтический панк-рок» — как уютный плед

По законам исторической драмы: как правда и вымысел сочетаются в сериале «Корона» По законам исторической драмы: как правда и вымысел сочетаются в сериале «Корона»

Что в сериале «Корона» соответствует действительности, а что — плод фантазии

Несколько советов от эксперта, чтобы улучшить ваш сон. Стоит узнать! Несколько советов от эксперта, чтобы улучшить ваш сон. Стоит узнать!

Для всего и всех есть свой «рецепт» удачной ночи и хорошего здоровья