«Он ставит на место внутренний компас»: Фекла Толстая о наследии великого прапрадеда
В 2022 году филологическая группа Tolstoy Digital представила проект «Слово Толстого» — цифровой путеводитель по всем текстам писателя. О новом прочтении классических текстов праправнучка писателя и по совместительству один из создателей проекта Фекла Толстая рассказала в интервью литературному обозревателю Forbes Life Наталье Ломыкиной
Праправнучка Льва Толстого телеведущая, журналист и режиссер Фекла Толстая родилась в семье филологов и сама закончила филологический факультет. Она много лет работала на радио и телевидении, и сейчас ее можно увидеть по будням в эфире программы «Наблюдатель» на канале «Культура». Для него же Толстая сняла авторский документальный сериал об истории своей семьи. Она выступала куратором проектов, когда романы «Война и мир» и «Анна Каренина» читали в прямом эфире, а затем организовывала подобные чтения произведений Чехова и «Мастера и Маргариты».
Фекла Толстая — один из инициаторов группы Tolstoy Digital, куда входят входят филологии и специалисты по Digital Humanities, которая придумала проект «Слово Толстого», чтобы дать возможность читателям лучше взаимодействовать с наследием писателя. В интервью Forbes Life она рассказала о целях и ценностях проекта.
— Слово Толстого — и художественное, и особенно публицистическое, — сейчас очень актуально. Но одно дело 90-томное собрание сочинений классика, которое стоит где-то на полке в библиотеке и надо идти читать его с карандашом, а другое — живые тексты прямо под рукой в сети. Ваш проект позволяет довольно свободно взаимодействовать с наследием Толстого. Какие возможности дает искусственный интеллект?
— Речь идет о том, что тексты, которые были просто набором знаков и существовали разрозненно, например, в разных томах, превращены в своего рода базу данных. Был оцифрованный корпус текстов, по которому можно было только с помощью ctrl+F в конкретном произведении что-то искать, — стала единая вселенная. Пока ничего подобного не сделано с наследием ни одного русского писателя (и с западными тоже я ничего подобного не видела): все тексты собраны вместе так, чтобы вы могли искать по всему, что написал Толстой.
— Например, если я хочу выяснить, что он говорил о мире, то, вбивая слово «мир», получаю возможность поиска во всех томах и текстах сразу?
— За счет поиска по текстам Толстого вы видите все контексты, и дальше начинается самое увлекательное. Как с любой базой данных: интересно ее создавать, но еще интереснее придумывать ей вопросы. Вы можете видеть, как, предположим, менялось отношение Толстого к тому или иному слову, в каких контекстах оно употребляется. Например, слово «мир» в художественной литературе он использует в одном ключе, в публицистической, которой у Толстого очень много, по-другому, а в дневниках — иначе.
Вы не можете так запросто выяснить, «чудное мгновенье» один раз использовано у Пушкина, или еще есть варианты.
— Может, он ими злоупотреблял…
— Да, как у него вообще с мгновениями? То есть первым делом мы получаем возможность поиска слова, фразы, проверки цитаты. Это одна принципиальная вещь.
Другая — мы только начали создавать толстовскую цифровую вселенную. Пока мы сделали несколько первых шагов, но заложили важный фундамент, который можно дальше развивать. Скажем, мой папа (Никита Ильич Толстой, лингвист-славист и фольклорист, доктор филологических наук, академик АН СССР, — Forbes Life), который был филологом и лингвистом, мне говорил: «Вот я все хочу написать статью о закатах у Блока». О них он так и не написал, зато написал много всего другого. А если бы был такой цифровой проект с Блоком, можно было бы ввести слово «закат» и посмотреть, что получается. Понятно, что это только первый шаг, и дальше, собственно, и начинается работа филолога. Но облегчить эту работу и тем самым, может быть, заманить исследователей заниматься Толстым — в этом была наша задача.
Лингвисты тратят массу времени на контент-анализ, то есть на то, чтобы посмотреть в повести, в романе, в публицистике, что делалось с конкретным словом. Раньше это происходило вручную, и ученый тратил уйму времени вместо того, чтобы просто анализировать материал и дальше идти. Конечно, вам скажут (в том числе и я сама как лингвист старой школы), что вы многое понимаете, пока вы копаетесь с материалом. Но в электронном виде тоже можно копаться в материале, но собирать его уже не нужно.
Другая вещь, важная для нас: наследие Толстого достаточно велико, и это значит, мы можем применять к нему те методы, которые работают в гуманитарных цифровых науках, или digital humanities. Они работают на больших объемах, но и в опубликованных текстах Толстого, по нашим подсчетам, 8 млн слов. То есть мы можем смотреть математически частоту употребления слов, анализировать контексты – задействовать тот самый искусственный интеллект, о котором вы говорите.
И, наконец, третья вещь, тоже мне очень дорогая. Мы будем делать еще один раздел — раздел инфографики. Если честно, мало кто понимает, сколько именно Лев Толстой написал, какого рода это тексты и как они распределяются, например, по его биографии. Мне всегда очень хотелось познакомить с этим читателя, даже вполне себе продвинутого.
Дело в том, что огромное публицистическое наследие Толстого — философское, религиозное — известно все-таки не так широко. Да, мы знаем, что он написал «Исповедь», понимаем, что «Не могу молчать! — это название знаменитой статьи. Но важно показать соотношение: вот столько занимает «Война и мир» в творчестве Толстого, вот столько — «Анна Каренина», а вот еще тысячи, и тысячи, и тысячи страниц, которые он написал. Вот десятки тысяч писем, которые он отправил. Да, часть из них носит бытовой или семейный характер, но часть из них очень важна для истории нашей культуры.
Я вспоминаю, например, как мой добрый друг Ваня Ургант был в Ясной поляне. Ваня — человек очень читающий и образованный, и вдруг он говорит: «Ты знаешь, я совершенно не представлял себе реального Толстого. Я думал, вот седобородый старик написал «Войну и мир», и эта огромная эпопея — вершина его многолетнего труда. Я не понимал, что Толстой написал «Войну и мир», когда он был младше меня, когда ему было всего 40 лет». Вот такого рода вещи хотелось бы открыть многим людям и современными цифровыми методами дать навигацию по Толстому.
— Что уже можно делать, используя базу данных?
— У нас есть возможность искать произведения по заданным параметрам: например, все педагогические статьи Толстого, или письма такого-то года, или письма конкретному человеку, или дневниковые записи конкретного сентября или, например, записи от 7 сентября за все годы.
Мы стараемся переупаковывать классическое наследие в современные форматы. Слово Толстого от этого не меняется (проект, собственно, поэтому так и называется) — то, что он хочет сказать читателю, не устарело. И в новых форматах это еще очевиднее, как на современной выставке, когда замечательные картины XVIII-XIX века развешены опытным куратором и дан хороший свет — тогда мы чувствуем и понимаем эти картины еще лучше. Я как раз недавно была на выставке «Зерцало» в петербургском Манеже, где представлен русский провинциальный портрет XVIII-XIX века, и подумала, что мимо очень многих картин я бы прошла мимо, если бы увидела их в провинциальном музее в привычной обстановке с общим светом. Я бы не разглядела их ценность. Все-таки новые форматы и продуманная подача помогают проникнуться искусством.