Худрук Электротеатра Станиславский о зрительской шизофрении и кафкианском ужасе

GQРепортаж

Режиссер Борис Юхананов: «Я подзаряжаюсь от космоса»

Мы поговорили с худруком Электротеатра Станиславский о зрительской шизофрении, многодневных постановках и кафкианском ужасе.

Дмитрий А. Быков

841537

Пять лет назад в здании Московского драматического театра имени Константина Станиславского после основательной реконструкции открылся Электротеатр Станиславский. Название отдает дань и одному из первых московских кинотеатров (в начале прошлого века их называли электротеатрами), который здесь находился – и своему предшественнику. Электротеатр Станиславский под руководством Бориса Юхананова отмечает 26 января свой первый юбилей.

«Сколько вам нужно на интервью, часа два, три?» – спрашивает меня пресс-атташе театра и, когда я отвечаю, что не больше часа, смеется и рассказывает: накануне приезжало телевидение, корреспондент успел задать один вопрос – и ответ на него занял у худрука два часа. Масштаб и размах – одна из главных особенностей и творческого подхода Бориса Юхананова, который ставит многочасовые, многодневные спектакли (или, как он называет их – проекты). Однако нам удалось уложиться в рекордные 40 минут – и обсудить все самое важное.

Борис Юрьевич, вы известный златоуст, вас называют театральным магом – вы умеете зачаровывать изящностью смысловых конструкций, в которых легко заблудиться и не найти выхода назад. Я бы очень хотел, чтобы мы сегодня попробовали поговорить максимально понятным, простым языком, даже о довольно сложных вещах. Как думаете, получится?

Конечно!

Давайте протестируем вас на явлениях, создателем или соавтором которых вы являетесь. Объясните в двух словах, что такое новая процессуальность.

Это форма существования современного театра, в котором перспектива разворачивающегося спектакля, а точнее сказать, проекта отправлена в эволюцию. То есть со временем он может удивительным образом меняться, оставаясь собой. Вот это и есть новая процессуальность.

Приведите пример.

Ну, например, я на протяжении 10 лет в 1990-е делал проект «Сад». В его основе лежала пьеса Чехова «Вишневый сад». Вот эти изменения при бесконечной перспективе развития, конечно, имеют финал. Но когда мы делаем проект, то нацелены не на финал, а на те правила, которые складываются во время нашей игры. Так вот, на протяжении 10 лет этот проект пережил девять принципиальнейших изменений – в форме, в декорациях, в сценографии, в костюмах, во внутреннем устройстве самого действия. Девять регенераций проекта. В этой глубокой, серьезной, сложной работе, которую мы вели в 1990-е годы, я и обнаружил основные законы нового процессуального искусства.

Очень опасный сейчас задам вопрос – зачем они нужны?

Вы знаете, любое открытие такого или иного рода, любое направление, рождающееся в практике, нужно не только творцам. Им – понятно: есть художественный инстинкт, который ведет творца, художника, театр по определенной, но не до конца известной дороге. Но постепенно она открывается – зрителям, самим творцам – и в этот момент возникают законы. И люди понимают, что это нужно не только им, но и всем тем, кто интересуется красотой мира и его уродством – озарены тем бесполезным интересом, который называется интересом к искусству.

А творцы как это понимают? К ним приходят люди и говорят: спасибо, это-то нам и было нужно?

В театре это выражается реакцией зала. В аплодисментах, в ответной энергии, в радости или в задетости, которые испытывает зритель во время спектакля.

Хорошо, теперь объясните в двух словах, что такое «Параллельное кино».

Оно возникло в середине 1980-х годов вместе с журналом «СИНЕ ФАНТОМ», который был призван освещать неизвестный нам кинематограф.

Вы его выпускали?

Нет, журнал был создан братьями Игорем и Глебом Алейниковыми – вначале как домашний журнал, как самиздат. Тогда это было очень распространено, и свободная мысль находила формы бытования в таких изданиях. А само по себе «Параллельное кино», в первую очередь, можно определить так: это кино, сделанное не на государственные средства. Как направление оно очень разнообразное. Тогда еще существовал андеграунд, и там накопилось много талантливых режиссеров, работавших не в форматах советского стиля. И они на собственные средства, затрачивая собственную жизнь на это – как тогда было не только в кино, но и в рок-музыке – делали фильмы. Не подражательные, не самодеятельные, то есть реализовывавшие большие советские форматы в своих маленьких домах культуры. Нет, это были свободные фильмы. Их делал, в том числе, и я, открывая для себя видеоискусство.

Речь про видеороман «Сумасшедший принц»?

Да-да. И, таким образом, возникло очень разнообразное комьюнити – из людей, не объединенных ни стилем, ни даже взглядом на развитие киноискусства – но объединенных вот этой ситуацией. Тогда это называлось андеграунд.

А сейчас андеграунда нет?

Сейчас, слава богу, нет такого тотального, капсульного давления, отформатированного идеологически, которое бы заставило людей уходить в «подземку».

Когда и как вы решили, что станете режиссером?

Это было во Вьетнаме, мне было пять лет, и я вдруг почувствовал огромную необходимость что-то делать с другими людьми. Мой отец был собственным корреспондентом советского радио и телевидения во Вьетнаме, и мы жили, как положено советским буржуям, на большой вилле, оставшейся в наследство от французской колониальной эпохи. Я собрал наших слуг – вьетнамцы оказались очень подвижными людьми, и я стал с ними что-то делать. Плохо помню, что именно, но что-то такое им бурчал по-русски, будучи пятилетним младенцем, и они исполняли мои указания. Можно сказать, что это был мой первый опыт. А дальше, будучи уже школьником, я от Союза художников ездил в пионерский лагерь «Солнечный» под Тарусой, и там я уже стал серьезно ставить какие-то спектакли. Но понял для себя, что надо освоить актерское искусство, поэтому вначале поступил на актерский факультет, а уже после на режиссуру.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Для одних Кастильская, а для других — Католичка Для одних Кастильская, а для других — Католичка

Изабелла почитается как величайшая правительница в истории Испании

Дилетант
6 сериалов для запойного просмотра 6 сериалов для запойного просмотра

Лучшие продолжительные телешоу, которые гарантированно скрасят наступивший 2020

Esquire
Как увеличить яркость на ноутбуке: способы для Windows и macOS Как увеличить яркость на ноутбуке: способы для Windows и macOS

Как увеличить или убавить яркость на ноутбуке?

CHIP
Как не дать соцсетям испортить вам праздники и будни Как не дать соцсетям испортить вам праздники и будни

Неужели социальные сети — это зло, с которым нужно бороться

Psychologies
«Умное» всё, беспилотники «Яндекса» и телевизоры, опережающие время: какие гаджеты изменят нашу жизнь в 2020-м «Умное» всё, беспилотники «Яндекса» и телевизоры, опережающие время: какие гаджеты изменят нашу жизнь в 2020-м

Пять перспективных тенденций наступившего года — в нашей подборке

Forbes
Путешествие на Венеру: как исследовали самую яркую планету Путешествие на Венеру: как исследовали самую яркую планету

Венера – самая заметная и яркая обитательница земного неба после Солнца и Луны

Популярная механика
Али акбар! История жизни великого боксера Мохаммеда Али Али акбар! История жизни великого боксера Мохаммеда Али

Он дрался с медведем, тренировался под водой и придумал рэп

Maxim
Проклятие труда: научно-популярная статья о лени и бездельниках Проклятие труда: научно-популярная статья о лени и бездельниках

Лень — мать всех пороков и сестра гениальности

Maxim
Егермейстер: как правильно пить и чем закусывать немецкий ликер «с оленем» Егермейстер: как правильно пить и чем закусывать немецкий ликер «с оленем»

Веселый и вкусный напиток, с которым нужно быть осторожным.

Playboy
Фантастические сериалы про космос: 16 лучших + «Мандалорец» Фантастические сериалы про космос: 16 лучших + «Мандалорец»

Готов бороздить бескрайние просторы Вселенной?

Playboy
«Насильно мил не будешь» «Насильно мил не будешь»

Что мы можем назвать противоположностью любви?

Psychologies
Чистка лица: какой метод эффективнее для твоей кожи Чистка лица: какой метод эффективнее для твоей кожи

Разбираемся, какие бывают виды чистки лица и какая подходит именно вам.

Cosmopolitan
Бремя тропиков: что угрожает туристам в экзотических странах Бремя тропиков: что угрожает туристам в экзотических странах

Как не стать жертвой фауны под тропическим солнцем

РБК
Сила слова Сила слова

Некоторым нужно меньше минуты, чтобы прочитать стандартную страницу текста

Вокруг света
Кефир для волос: 6 лучших домашних масок Кефир для волос: 6 лучших домашних масок

Кефир не только полезен для здоровья, но и эффективен в составе масок для волос

Cosmopolitan
Больше не наливать! Реальные и смешные истории про девушек и алкоголь Больше не наливать! Реальные и смешные истории про девушек и алкоголь

Иногда алкоголь становится почвой для смешных историй

Cosmopolitan
9 животных-шпионов 9 животных-шпионов

Не зря ты подозревал, что твой кот что-то от тебя скрывает

Maxim
10 проектов пантеона, в котором хотели перезахоронить Сталина и Ленина 10 проектов пантеона, в котором хотели перезахоронить Сталина и Ленина

Могли бы сейчас гулять вокруг одного из них, попивая смузи

Maxim
Майк Эннесли: Как общаться с трудными людьми Майк Эннесли: Как общаться с трудными людьми

Каких типов бывают трудные люди и как с ними выстраивать коммуникацию

СНОБ
10 самых неловких моментов премии «Оскар» 10 самых неловких моментов премии «Оскар»

Несмотря на внешний лоск, здесь случаются конфузы. И почти все становятся мемами

РБК
Вся медицина должна стать профилактической Вся медицина должна стать профилактической

На вопросы редакции отвечает академик Юрий Беленков

Наука и жизнь
Как выходец с Украины запустил в США приложение для похудения, выручка которого выросла за год в четыре раза Как выходец с Украины запустил в США приложение для похудения, выручка которого выросла за год в четыре раза

Как Артем Петаков разработал приложение для здорового образа жизни Noom

Forbes
Всему свое место Всему свое место

Как организовать пространство маленькой прихожей

Лиза
Удары судьбы: почему бриллианты переживают не самый блестящий период Удары судьбы: почему бриллианты переживают не самый блестящий период

Избыточное предложение редкого и уникального товара дало сбой для всей отрасли

Forbes
Ассорти для героя Ассорти для героя

Большой шоколадный квест по Бельгии

Вокруг света
«Никто никогда мне ничего не дарил»: миллиардер Алишер Усманов дал интервью FT «Никто никогда мне ничего не дарил»: миллиардер Алишер Усманов дал интервью FT

Российский миллиардер Алишер Усманов впервые за десять с лишним лет дал интервью

Forbes
Все могло быть иначе: Егор Гайдар и история российских реформ Все могло быть иначе: Егор Гайдар и история российских реформ

Амбициозность гайдаровской программы и трудности, с которыми она столкнулась

Forbes
Хватит брать пример с героев стритстайла Хватит брать пример с героев стритстайла

Выставка Pitti Uomo вовсе не про красиво разодетых мужчин

GQ
Жизнь с диабетом: психологические особенности Жизнь с диабетом: психологические особенности

Диабет влияет не только на физическое, но и на душевное состояние

Psychologies
Едим мясо и худеем? Едим мясо и худеем?

Карнивор-диета – настоящий праздник для мясоедов, но чего от неё стоит ждать?

Лиза
Открыть в приложении