Рекорды скорости на автомобиле: иллюстрированный справочник 1922-1947
Как я уже писал, начиная с 1898 года, был поставлен шестьдесят один официальный рекорд скорости на автомобиле. Продолжаем о них рассказывать.
Условно гонку за скоростью можно подразделить на три этапа:
1) 1898 – 1914. В этот период рекорды преимущественно ставились на серийных или обычных гоночных автомобилях на автодромах или дорогах общего пользования;
2) 1922 – 1947. В этот период рекорды преимущественно ставились на специальных рекордных автомобилях с колёсным движителем на пляжах или на соляных озёрах;
3) с 1964 года. В этот период рекорды ставились на автомобилях с турбореактивными авиационными или ракетными двигателями на соляных озёрах.
Во втором посте серии мы рассмотрим второй период.
Итак, II период. 1914-1947. Рекорды с №25 по №48.
25. Из-за новых правил (требования о проведении двух заездов в разные стороны для исключения влияния ветра) целых три американских рекорда подряд не были признаны. 12 февраля 1919 года Ральф де Пальма на автомобиле Packard 905 разогнался до 241,2 км/ч, но не сделал второго заезда, и рекорд остался сугубо американским. 17 апреля 1920 года Томми Милтон на Duesenberg показал результат 251, 133 км/ч, но по той же причине учтён не был. Наконец, 7 апреля 1922 года Сигурд Хогдаль на автомобиле Wisconsin Special достиг результата 289,68 км/ч, но с ним вообще получился казус – этот результат замеряли частники-журналисты и сам Хогдаль, даже не американская ассоциация AAA, и потому его не признал никто.
А официально двадцать пятый рекорд скорости составил всего лишь 215,17 км/ч. Он был показан ирландцем Кенельмом Ли Гиннессом (Kenelm Lee Guinness) 17 мая 1922 года в Бруклендсе на автомобиле Sunbeam 350hp. Это был последний в истории рекорд, поставленный на автодроме.
Знаковым этот рекорд стал потому, что это первый абсолютный рекорд скорости на суше, установленный нерельсовым транспортным средством. Автомобили обогнали паровозы – лишь один раз в будущем они уступят «абсолют» транспортному средству другого типа (мотоциклу), мы упомянем об этом казусе. Рельсовые же транспортные средства отошли в тень.
Вот Гиннесс за рулём рекордного автомобиля:
Гиннесс был гонщиком-любителем, а основной его деятельностью была работа в семейной компании – да-да, той самой, производящей пиво. В 1924 году он окончательно завязал с автоспортом, попав в чудовищную аварию, из-за которой до конца жизни постоянно страдал от головных болей, провалов в памяти и приступов лёгкого безумия. В 1937 году в возрасте 49 лет во время одного из приступов Кенельм Гиннесс покончил с собой, отравившись газом.
26. Двадцать шестому рекорду скорости для автомобилей – и, напоминаю, абсолютному на суше – предшествовал очередной непризнанный рекорд, установленный 23 июня 1922 года молодым Малькольмом Кэмпбеллом, величайшим рекордсменом всех времён. На своём Sunbeam Bluebird он разогнался до 221,638 км/ч, но AIACR рекорд не признала, поскольку измерительное оборудование не прошло омологацию.
В результате официальный 26-й рекорд был установлен лишь 6 июля 1924 года французом Рене Тома (René Thomas) на автомобиле Delage La Torpille и составил 230,64 км/ч.
Тома во время заезда:
Тома был известным пилотом-кольцевиком, он выигрывал Indy 500, но участие его в рекордной гонке было случайным – компания Delage просто пригласила его принять участие в рекордных заездах во французском Арпажоне. Скончался Тома в 1975 году в возрасте 89 лет.
27. Двадцать седьмой рекорд скорости был установлен англичанином Эрнестом Элдриджем (Ernest Eldridge) на гигантском, неимоверно тяжёлом и мощном автомобиле Fiat Special Mephistopheles II. 12 июля 1924 года «Мефистофель» разогнался в том же Арпажоне до скорости 234,98 км/ч. Интересно, что первый заезда «Мефистофель» совершил одновременно с Тома, 6 июля, и уже тогда был быстрее, но AIACR не признала рекорд, поскольку у автомобиля не было задней передачи. За шесть дней команда переделала коробку передач и всё-таки поставила рекорд.
Вот Элдридж за рулём во время заезда. Это был последний рекорд, поставленный на дороге общего пользования.
Машина дошла до наших дней.
Элдридж умер в 1937 году в возрасте 40 лет от воспаления лёгких.