Как построить фабрику по производству балеток в Кирово-Чепецке

РБКБизнес

Элементы

Производство

Как построить фабрику по производству балеток в Кирово-Чепецке

Текст Владимир Гендлин
Фото Алена Кондюрина для РБК

Девять лет назад Александр Самохин, 23-летний предприниматель из Кирово-Чепецка, купил для приятеля партию кожи, а она не подошла. Самохин остался без денег и с товаром, покупать который никто не хотел. В итоге именно из этой неудачной сделки выросла фабрика обуви «Дельфин», один из крупнейших в стране производителей спортивной и танцевальной обуви.

Но тогда был кризисный 2008 год, и пришлось выкручиваться любыми способами. К тому времени разорилась местная фабрика, долгие годы шившая одежду и танцевальную обувь. Среди уволенных сотрудниц Самохин и нашел специалистов. Кожу кустарным образом превращали буквально во все, что можно было из нее сделать, — кошельки, ключницы, тапочки, чешки. Довольно низкого качества, признается Александр Самохин. Но за год удалось избавиться от всего сырья. Затем случилось неожиданное: некоторые покупатели вернулись с заказами.

Неудачная сделка неожиданно превратила Александра Самохина в крупного производителя обуви

Для расширения Самохин разместил производство в местной исправительной колонии — сотрудничество с ней продолжалось около двух лет. Александр Самохин решил производить уже не все подряд, а сосредоточиться на выпуске обуви для танцев. В первый год произвели около 5 тыс. пар. Тогда Александр сам работал менеджером по продажам — уверяет, что лично продал не менее 200 тыс. пар обуви: ездил по магазинам, как коробейник, и показывал товар.

Александр Самохин быстро понял, что ставку надо делать на Москву и Санкт-Петербург, где живут более обеспеченные заказчики и на которые, по данным маркетингового агентства Step by Step, приходится до 50% всего рынка танцевальных услуг России. Для этого пришлось отказаться от дешевого сырья и производства в колонии. Зато в течение нескольких следующих лет производство балеток, джазовок и чешек росло на 200–300% в год. Сейчас «Дельфин» выпускает около 50 тыс. пар обуви в месяц, говорит Самохин, которая продается примерно в 4 тыс. магазинов по всей стране.

«Мой остров»

«Утром открываю входную дверь — и я уже на производстве», — смеется Александр Самохин. Его квартира расположена прямо в здании фабрики. Это бывший детский сад, безликое кирпичное сооружение советских времен. Владельцу это даже нравится: к чему привлекать ненужное внимание? Зато внутри помещение оформлено ярко и стильно.

Кабинет гендиректора, расположенный на втором этаже, прямо над его квартирой, переходит в открытую веранду, которая одновременно и спортзал, и место отдыха: на стене — тренажер, рядом — боксерский мешок. Вся семья живет в квартире сына и так или иначе участвует в семейном деле: мама является учредителем в одной из компаний, отец работает в бизнесе. С веранды открывается вид на цветник и парники — это творчество бабушки, Павлы Леонидовны. «Это мой остров», — говорит Самохин то ли о цветнике, то ли обо всем доме-фабрике, отвоеванном у довольно безрадостной окружающей действительности.

По другую сторону от квартиры — складские помещения. «Тут остатков материала на 20 млн руб.», — кивает Александр на рулоны кожи. Поднимаемся на второй этаж, на стене висят фигурные железки. Это резаки разных размеров, которыми кроят материал для чешек, — ценная оснастка, их мастерят специалисты в Москве. «Этого добра на стене на $15 тыс.», — комментирует Самохин.

Верх обуви шьют швеи на бесшумных машинках, сегодня в цеху их около 30. Самая ответственная работа — сборка. На колодку натягивается материал и склеивается, затем молотками разбиваются и размягчаются швы, на носке материал собирается в складки. «Сборщики — наш золотой фонд. Вот эти складки сделать очень сложно, в мире единицы фабрик добиваются такого качества сборки, как у нас», — говорит Александр.

В числе прямых конкурентов Самохин называет компанию Grishko, основанную в 1989 году в Москве Николаем Гришко. Это один из крупнейших производителей танцевальной обуви в мире, продукция которого поставляется в том числе в Большой, Мариинку, Covent Garden и другие знаменитые театры. «Дельфин» такими клиентами похвастаться не может, поэтому Самохин формулирует свою стратегию так: у Grishko высококачественная обувь в дорогом сегменте, у «Дельфина» — высокое качестве в недорогом сегменте.

«Думаю, что по российским продажам мы их уже догнали либо перегнали», — говорит Александр Самохин, который при этом не раскрывает объем продаж в деньгах, как не раскрывают их Grishko и R-Class, другой крупный участник этого рынка. Это вообще характерно для ниши танцевальной и спортивной обуви, говорит гендиректор R-Class Роман Кукушкин: во всем мире это малый, поэтому непубличный бизнес. Зарубежные производители вроде Capezio и Bloch также не публикуют данных о продаже. При этом все участники рынка признают, что основную выручку всем участникам этого рынка приносят не профессиональные танцоры, а массовый сегмент.

Уровень эконом

Директор по развитию маркетингового агентства Step by Step Елена Пономарева оценила минимальную потребность российского рынка танцевальной обуви в 2 млн пар в год, или 3 млрд руб., при средней цене пары 1500 руб. Тот же Grishko, по данным Пономаревой, производит 600 тыс. пар обуви в год, при этом 80% уходит на экспорт.

Если «Дельфин» выпускает 50 тыс. пар в месяц, то он уже сравнялся по этому показателю с Grishko, а Самохин говорит, что при необходимости готов увеличить производство до 1 млн пар. Конкуренты сомневаются. «Исключено, таких объемов нет даже у Grishko. И даже если столько произвести, то это надо еще продать», — считает Кукушкин. Самохин говорит, что оценка рынка в 2 млн пар сильно занижена: «Я хорошо изучил рынок, на котором работаю, — он составляет не менее 4 млн пар в год».

Фабрика «Дельфин» за девять лет работы увеличила объем производства более чем в 100 раз

Правда, по словам Самохина, после очередного кризиса 2014 года рынок сильно изменился, точнее — изменилось позиционирование «Дельфина» на нем. Если изначально фабрика ориентировалась на премиум-сегмент, то сегодня спрос сместился на уровень эконом: потребители стали менее разборчивы к стилям и более практичны, их интересует обувь, которую можно использовать не только для танцев, но и в обычной жизни.

В 2015 году Самохин запустил производство спортивных костюмов (по его словам, ожидается крупный заказ на 90 млн руб.) — и создал производство спортивных тренажеров, которое уже приносит около $1 млн в год. А в этом году взялся за направление спортивного питания, которое собирается развивать вместе с партнером. От главной цели Александр Самохин все равно не отказывается, она указана на сайте компании: «Превратить обычную компанию в великую».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Призрак феминизма Призрак феминизма

От греха подальше мы поручили критику феминизма женщине

Maxim
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Идея! Переварить диету Идея! Переварить диету

Осень – лучшее время, чтобы сесть на диету

Maxim
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Возможности перевода Возможности перевода

Российские банки налаживают возможности по переводу денежных средств за границу

Ведомости
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Синдром беспокойных гениталий и алкаптонурия: 6 загадочный болезней, о которых вы могли даже не слышать Синдром беспокойных гениталий и алкаптонурия: 6 загадочный болезней, о которых вы могли даже не слышать

Какие удивительные диагнозы порой ставят людям?

ТехИнсайдер
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек

Госпожа Тофана — общее название для отравительниц XVII века

ТехИнсайдер
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Сядь в позу Сядь в позу

Йога и ее вариации: как не запутаться в стилях и направлениях

Лиза
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
Смена поколений на арт-рынке Смена поколений на арт-рынке

Как смена поколений влияет на рынок искусства и люкса

Ведомости
Городская пещера Городская пещера

Ксения Степаненко создала тактильный интерьер «вне трендов»

SALON-Interior
Пора сажать Пора сажать

Даже если на земле еще лежит снег, пора подумать о посадках

Добрые советы
Как набрать мышечную массу согласно науке: секреты рельефного тела Как набрать мышечную массу согласно науке: секреты рельефного тела

Набор мышечной массы – это не просто про штангу и куриную грудку

ТехИнсайдер
Ломать не строить Ломать не строить

Что делать при покупке квартиры с неузаконенной перепланировкой

Лиза
Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц

Инженеры создали маску, способную изменять форму лица и цвет кожи

N+1
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
«Человек — это богатство, главное, что есть на Земле» «Человек — это богатство, главное, что есть на Земле»

Алла Сигалова — о любви и коварстве, добре и зле, цинизме и совести

OK!
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Белое на белом Белое на белом

В суперъяхте Extra Time верфи Conrad Yachts есть много загадочных решений

Y Magazine
Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе? Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе?

Какие лидерские качества стоит развивать, чтобы завоевать доверие в группе

Psychologies
Открыть в приложении