Развитие портов невозможно без модернизации оборудования для перевалки грузов

РБК

Господдержка поднимает краны

Развитие портов невозможно без модернизации оборудования для перевалки грузов. Государство начало поддерживать отечественное тяжелое машиностроение, но пока операторы закупают в основном зарубежные краны и другую технику.

Текст Нина Блейман

Морской порт — сложнейший технический комплекс. Например, в состав портовых терминалов для перевалки насыпных грузов, таких как минеральные удобрения, входят морской грузовой фронт (причалы и береговая механизация для погрузки судов), железнодорожный грузовой фронт (станция разгрузки вагонов и выставочные железнодорожные пути), механизированные крытые склады и транспортная система (конвейерная галерея, пересыпные и приводные станции). Для перевалки жидкостей используются резервуары, куда поступают грузы, прибывшие в порт в автомобильных и железнодорожных цистернах или по трубопроводам, выгрузка на суда производится при помощи стендеров и наливных эстакад. Для погрузки, разгрузки и штабелирования контейнеров используются ричстакеры, автопогрузчики и козловые краны.

Значительная часть оборудования в российских портах устарела, отмечается в Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. В частности, согласно официальной статистике, из 6–7 тыс. портальных кранов 90% исчерпали свой ресурс. Поэтому приоритетом развития отрасли должно стать широкое внедрение передовых технологий и специализированного оборудования.

Оптимизация хранения

Как отмечается в стратегии, транспортная система страны значительно отстает от передовых стран в области перевозки грузов укрупненными единицами по схеме «от двери до двери». «Производственная мощность контейнерных терминалов в российских морских портах составляет лишь 30% от суммарной мощности перегрузочных комплексов для генеральных, как правило, подлежащих контейнеризации грузов. Отсюда следует необходимость активного внедрения передовых технологий перевозки и перевалки в портах грузов укрупненными местами», — говорится в документе.

Одной из таких технологий является перевалка насыпных грузов из вагонов в суда с накоплением судовых партий в специализированных контейнерах, использующихся как элементы мобильного склада. Такая схема уже реализована, например, в «Смарт балк терминале» в порту Усть-Луга для перевалки минеральных удобрений. В порту Бронка весной этого года начались испытания специального контейнера для сыпучих грузов, который позволит перевозить их по железной дороге, накапливать в порту и переваливать на суда без постройки специализированного терминала и дополнительных инвестиций в инфраструктуру порта и крановое оборудование.

Еще одним средством оптимизации хранения насыпных грузов в портах является их упаковка в полиэтиленовые контейнеры — «биг-беги». Установка упаковочной линии непосредственно в порту позволяет заметно увеличить оборачиваемость вагонов. Такую технологию использует, например, «Восточно-уральский терминал» для перевалки удобрений.

Экологичность

Еще одна задача современного портового оборудования — снизить нагрузку на окружающую среду. В случае нефтепродуктов или жидких удобрений основная задача — исключить утечки, при обработке же навальных грузов — минимизировать пылеобразование. Например, для угольных терминалов примером наилучшей доступной технологии будет закрытая перевалка с использованием высокотехнологичного оборудования: вагоноопрокидывателей, вагоноразмораживателей, ветрозащиты для вагонов, трансбордеров — и дополнительные меры защиты аспирационных систем, систем «сухого тумана», водного орошения, ветрозащиты, очистки технических вод, снегогенераторов и тепловизоров. Такие комплексные системы внедрены лишь в двух терминалах: «Ростерминалуголь» и «Восточный порт», однако, по словам замглавы Минтранса, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского, современное развитие технологий угольной перевалки должно стать обязательной составляющей портовой отрасли РФ.

Безлюдный порт

Автоматизация портового оборудования и внедрение автономной робототехники позволяют минимизировать участие людей во вредных производственных процессах. Благодаря специальным датчикам и устройствам на современных причальных кранах они могут автоматически перегружать контейнеры на самоходные тележки и погрузчики, которые отвезут их к месту складирования. Среди российских стивидорных компаний лидером во внедрении цифровых и автоматизированных технологий является АО «Ростерминалуголь», расположенный в порту Усть-Луга, — автоматизация процессов в терминале, по утверждению компании, превышает 98%.

Импортозамещение

Среди задач, сформулированных в стратегии, не только обновление подъемно-транспортного оборудования, но и повышение доли оборудования российского производства. Ежегодно страна закупает для портов около 20 кранов, однако в большинстве случаев — зарубежного производства.

По данным Минпромторга, в 2014 году рынок портальных, судовых и офшорных кранов на 90–100% составляла техника импортного производства — эта традиция была заложена еще во времена СССР, когда большинство портальных кранов завозилось из-за рубежа — из Франции, Италии, ГДР и Венгрии. Введение антироссийских санкций и девальвация рубля сыграли на руку российским производителям крановой техники. Кроме того, в 2015 году Минпромторг одобрил план импортозамещения в отрасли тяжелого машиностроения, предполагающий, в частности, что к 2020 году доля отечественных портальных кранов должна быть увеличена до 47%. Отечественные предприятия, включенные в программу, смогут получать целевые займы до 700 млн руб. на срок до семи лет по льготной ставке 5% годовых для модернизации производства и разработки конкурентоспособного продукта.

Крупнейшим мировым производителем портового оборудования является китайская корпорация ZPMC. На долю компании, являющейся «дочкой» Китайской компании коммуникаций и строительства (China Communications Construction Co, Ltd — 110-е место в списке Fortune-500), приходится 82% глобального рынка портовых и судостроительных кранов, которые она поставляет более чем в 80 стран. В российских портах также встречается оборудование европейских производителей: шведской Mantsinen (Морской порт Санкт-Петербург, Туапсинский морской торговый порт), немецкой Liebherr (Туапсинский морской торговый порт), датской FLSmidth (порт Тамань), голландской Suxxesion B.V. (порт Усть-Луга) и других. Основные игроки на российском рынке портальных кранов — ЗАО «СММ», «Балткран» и «Технорос».

Импортозамещение касается не только подъемного оборудования, но и других технических инноваций. Например, в угольных портах ООО «Управляющая портовая компания» импортное оборудование сочетается с импортозамещающими российскими технологиями и собственными разработками. Внедренная в «Восточном порту» технология магнитной очистки угля от металлических включений была создана сотрудниками отдела технологий службы главного инженера порта. В «Ростерминалугле», в свою очередь, установили три магнитных сепаратора, произведенных в Смоленске. «По техническим характеристикам эти сепараторы схожи с сепараторами, которые мы ранее закупали в Великобритании, но по цене российская продукция значительно дешевле, что делает ее конкурентной», — пояснил первый заместитель управляющего директора компании Антон Пятков.

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот по имени Федор Робот по имени Федор

Как магнитогорская «Андроидная техника» создала робота по имени Федор

РБК
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Вслед за косачами Вслед за косачами

Моё первое знакомство с глухарями началось, когда в лесах ещё лежал снег

Наука и жизнь
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Московский RER Московский RER

Как развивался предшественник столичного наземного метро

Forbes
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Ускользающая простота Ускользающая простота

Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое

Weekend
Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории Древнейшую синагогу назвали частью еврейского квартала Фанагории

Российские археологи продолжили раскопки района Фанагории

N+1
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Не только бизнес Не только бизнес

Любовь, дружба и другие нетрудовые отношения в офисе

Men Today
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях 20 вопросов, которые нужно себе задать, чтобы выявить красные флаги в отношениях

Честные ответы на эти вопросы помогут заметить все красные флаги в отношениях

Psychologies
Осторожно, горячо! Осторожно, горячо!

Какие продукты снимают напряжение и повышают чувствительность

Лиза
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
«Нас очень быстро догнала реальность» «Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

Weekend
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
«Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем «Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем

Кристина Вайнас — о фильме «Финист. Первый богатырь» и сыне

VOICE
Открыть в приложении