Развитие портов невозможно без модернизации оборудования для перевалки грузов

РБК

Господдержка поднимает краны

Развитие портов невозможно без модернизации оборудования для перевалки грузов. Государство начало поддерживать отечественное тяжелое машиностроение, но пока операторы закупают в основном зарубежные краны и другую технику.

Текст Нина Блейман

Морской порт — сложнейший технический комплекс. Например, в состав портовых терминалов для перевалки насыпных грузов, таких как минеральные удобрения, входят морской грузовой фронт (причалы и береговая механизация для погрузки судов), железнодорожный грузовой фронт (станция разгрузки вагонов и выставочные железнодорожные пути), механизированные крытые склады и транспортная система (конвейерная галерея, пересыпные и приводные станции). Для перевалки жидкостей используются резервуары, куда поступают грузы, прибывшие в порт в автомобильных и железнодорожных цистернах или по трубопроводам, выгрузка на суда производится при помощи стендеров и наливных эстакад. Для погрузки, разгрузки и штабелирования контейнеров используются ричстакеры, автопогрузчики и козловые краны.

Значительная часть оборудования в российских портах устарела, отмечается в Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. В частности, согласно официальной статистике, из 6–7 тыс. портальных кранов 90% исчерпали свой ресурс. Поэтому приоритетом развития отрасли должно стать широкое внедрение передовых технологий и специализированного оборудования.

Оптимизация хранения

Как отмечается в стратегии, транспортная система страны значительно отстает от передовых стран в области перевозки грузов укрупненными единицами по схеме «от двери до двери». «Производственная мощность контейнерных терминалов в российских морских портах составляет лишь 30% от суммарной мощности перегрузочных комплексов для генеральных, как правило, подлежащих контейнеризации грузов. Отсюда следует необходимость активного внедрения передовых технологий перевозки и перевалки в портах грузов укрупненными местами», — говорится в документе.

Одной из таких технологий является перевалка насыпных грузов из вагонов в суда с накоплением судовых партий в специализированных контейнерах, использующихся как элементы мобильного склада. Такая схема уже реализована, например, в «Смарт балк терминале» в порту Усть-Луга для перевалки минеральных удобрений. В порту Бронка весной этого года начались испытания специального контейнера для сыпучих грузов, который позволит перевозить их по железной дороге, накапливать в порту и переваливать на суда без постройки специализированного терминала и дополнительных инвестиций в инфраструктуру порта и крановое оборудование.

Еще одним средством оптимизации хранения насыпных грузов в портах является их упаковка в полиэтиленовые контейнеры — «биг-беги». Установка упаковочной линии непосредственно в порту позволяет заметно увеличить оборачиваемость вагонов. Такую технологию использует, например, «Восточно-уральский терминал» для перевалки удобрений.

Экологичность

Еще одна задача современного портового оборудования — снизить нагрузку на окружающую среду. В случае нефтепродуктов или жидких удобрений основная задача — исключить утечки, при обработке же навальных грузов — минимизировать пылеобразование. Например, для угольных терминалов примером наилучшей доступной технологии будет закрытая перевалка с использованием высокотехнологичного оборудования: вагоноопрокидывателей, вагоноразмораживателей, ветрозащиты для вагонов, трансбордеров — и дополнительные меры защиты аспирационных систем, систем «сухого тумана», водного орошения, ветрозащиты, очистки технических вод, снегогенераторов и тепловизоров. Такие комплексные системы внедрены лишь в двух терминалах: «Ростерминалуголь» и «Восточный порт», однако, по словам замглавы Минтранса, руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского, современное развитие технологий угольной перевалки должно стать обязательной составляющей портовой отрасли РФ.

Безлюдный порт

Автоматизация портового оборудования и внедрение автономной робототехники позволяют минимизировать участие людей во вредных производственных процессах. Благодаря специальным датчикам и устройствам на современных причальных кранах они могут автоматически перегружать контейнеры на самоходные тележки и погрузчики, которые отвезут их к месту складирования. Среди российских стивидорных компаний лидером во внедрении цифровых и автоматизированных технологий является АО «Ростерминалуголь», расположенный в порту Усть-Луга, — автоматизация процессов в терминале, по утверждению компании, превышает 98%.

Импортозамещение

Среди задач, сформулированных в стратегии, не только обновление подъемно-транспортного оборудования, но и повышение доли оборудования российского производства. Ежегодно страна закупает для портов около 20 кранов, однако в большинстве случаев — зарубежного производства.

По данным Минпромторга, в 2014 году рынок портальных, судовых и офшорных кранов на 90–100% составляла техника импортного производства — эта традиция была заложена еще во времена СССР, когда большинство портальных кранов завозилось из-за рубежа — из Франции, Италии, ГДР и Венгрии. Введение антироссийских санкций и девальвация рубля сыграли на руку российским производителям крановой техники. Кроме того, в 2015 году Минпромторг одобрил план импортозамещения в отрасли тяжелого машиностроения, предполагающий, в частности, что к 2020 году доля отечественных портальных кранов должна быть увеличена до 47%. Отечественные предприятия, включенные в программу, смогут получать целевые займы до 700 млн руб. на срок до семи лет по льготной ставке 5% годовых для модернизации производства и разработки конкурентоспособного продукта.

Крупнейшим мировым производителем портового оборудования является китайская корпорация ZPMC. На долю компании, являющейся «дочкой» Китайской компании коммуникаций и строительства (China Communications Construction Co, Ltd — 110-е место в списке Fortune-500), приходится 82% глобального рынка портовых и судостроительных кранов, которые она поставляет более чем в 80 стран. В российских портах также встречается оборудование европейских производителей: шведской Mantsinen (Морской порт Санкт-Петербург, Туапсинский морской торговый порт), немецкой Liebherr (Туапсинский морской торговый порт), датской FLSmidth (порт Тамань), голландской Suxxesion B.V. (порт Усть-Луга) и других. Основные игроки на российском рынке портальных кранов — ЗАО «СММ», «Балткран» и «Технорос».

Импортозамещение касается не только подъемного оборудования, но и других технических инноваций. Например, в угольных портах ООО «Управляющая портовая компания» импортное оборудование сочетается с импортозамещающими российскими технологиями и собственными разработками. Внедренная в «Восточном порту» технология магнитной очистки угля от металлических включений была создана сотрудниками отдела технологий службы главного инженера порта. В «Ростерминалугле», в свою очередь, установили три магнитных сепаратора, произведенных в Смоленске. «По техническим характеристикам эти сепараторы схожи с сепараторами, которые мы ранее закупали в Великобритании, но по цене российская продукция значительно дешевле, что делает ее конкурентной», — пояснил первый заместитель управляющего директора компании Антон Пятков.

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот по имени Федор Робот по имени Федор

Как магнитогорская «Андроидная техника» создала робота по имени Федор

РБК
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Либерал эпохи сталинизма Либерал эпохи сталинизма

Отец Виктора и Андрея Ерофеевых был успешным советским дипломатом

Дилетант
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Позиционное преимущество Позиционное преимущество

Что женщины на самом деле думают о самых популярных сексуальных позах

Maxim
Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии

Успех эксперимента по пересадке генно-модифицированных аллогенных бета-клеток

N+1
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута» Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута»

Семь вещей, за которые стоит поблагодарить Михаила Горшенева

Правила жизни
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра

Разбираемся, как выбрать идеальную систему очистки воды

ТехИнсайдер
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад

Ученые разработали новый метод изучения древней атмосферы

ТехИнсайдер
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить Самое голодное место в мире: что происходит в секторе Газа и можно ли это исправить

Рассказываем, что происходит в Газе с продовольствием и что к этому привело

Forbes
Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать

Чем виниры и люминиры отличаются между собой и что из них надежнее

ТехИнсайдер
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире Огненный гигант: какой вулкан самый большой в мире

Какой вулкан считается самым высоким, самым большим, самым опасным, самым-самым?

ТехИнсайдер
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Тренд на тихий бренд Тренд на тихий бренд

Low profile publicity: почему крупный бизнес выбирает стратегию скромности?

Ведомости
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
«Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма «Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма

Самые удачные экранизации произведений Дюма, которые вы могли не видеть

ТехИнсайдер
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Открыть в приложении