В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

РБК

Элементы — Технологии

Искусство на ощупь

В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

Текст: Анна Левинская

Главное правило посещения всех музеев мира — не прикасаться к экспонатам. За его исполнением следит «армия» музейных смотрителей, которые пресекают любые попытки даже подойти слишком близко к прекрасному. В ноябре 2016 года в России впервые открылась выставка «Видеть невидимое», на которой трогать картины — необходимость.

Технология Didu, разработанная компанией Estudios Durero позволяет создавать копии шедевров живописи, к которым можно прикасаться и делает искусство доступным для незрячих людей

Инклюзивная экспозиция представлена в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина, состоит из шести репродукций — «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена, «Благовещение» Сандро Боттичелли, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо. На картине Шардена изображен стол художника с разбросанными на нем вещами — атрибутами искусства. У репродукции, представленной в российском музее, заметно, что изображение не плоское, а выпуклое: при прикосновении, например, к статуэтке бога Меркурия, возникает ощущение, что трогаешь мрамор. Палитра, свитки чертежей, ящик для красок и готовальня — все предметы искусства, изображенные на картине, имеют как свою текстуру, так и разную высоту выпуклостей. «Видеть невидимое» рассчитана в первую очередь на посетителей с нарушениями органов зрения. Выставка сопровождается аудиогидом с записанной речью актера Евгения Миронова, подписи к картинам и информационные буклеты продублированы азбукой Брайля.

Спонсором выставки в Пушкинском музее стал Сбербанк. Как рассказал журналу РБК представитель финансовой организации, банк вложил в проект около 10 млн руб. — в эту сумму входит стоимость производства картин и организация выставки.

Фотографии произведений подверглись «специальной обработке», текстура и другие особенности изображения подобраны исходя из важности для понимания сюжета незрячими и слабовидящими людьми, говорит собеседник из Сбербанка. Все объемные изображения «воспроизведены максимально близко к оригиналам, поскольку подобные выставки привлекают не только посетителей с нарушениями зрения. «Именно поэтому классическая технология 3D-печати не подходит для наших картин», — объясняет в разговоре с журналом РБК Кристина Веласко, представитель компании Estudios Durero, создавшей экспозицию «Видеть невидимое».

Испанская студия делает тактильные картины по технологии рельефной печати Didú. Большую часть «ингредиентов» студия держит в секрете.

В общих чертах это выглядит так: картины печатаются на алюминиевых листах — на них послойно наносятся полимеры, необходимые для тактильной стороны, а в результате специально вызванных химических реакций вещества приобретают различные заданные текстуры, пояснил представитель компании в разговоре с журналом РБК.

Все изображения печатаются на принтере, разработанном специалистами компании Canon для Estudios Durero. Эффект мазков краски на картинах достигается благодаря «высокой точности позиционирования печатной головки», объяснила представитель Canon в России Эльмира Алиева. Других технологических особенностей печати она не раскрыла. Для Estudios Durero это не первый опыт создания тактильных картин. Компания на постоянной основе ведет подобный проект для национального испанского музея Prado: например, изготовила для выставки Touching the Prado репродукции картин Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и др., рассказала Кристина Веласко.

Саму идею создания выставки «Видеть невидимое» директор Пушкинского музея Марина Лошак привезла как раз из мадридского Prado.

Срок изготовления каждой картины индивидуален, речь идет о нескольких месяцах работы, объясняет Веласко. «Для создания репродукции нам нужен контекст изображения и наиболее важных элементов в композиции, поэтому мы погружаемся в историю создания картины, изучаем другие работы автора», — рассказывает представитель Durero.

Специалисты компании изучают оригиналы, выставленные в музеях, сравнивают их с полиграфическими репродукциями. Затем разрабатывается объемная модель с разным уровнем рельефа и печатаются изображения, а на финальном этапе приглашаются сторонние эксперты-искусствоведы для оценки картин и консультанты с нарушениями зрения.

По окончании выставки в Пушкинском музее в феврале 2017 года экспозиция поедет по России. Первым городом в туре станет Екатеринбург.

Фото: Артем Голощапов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Валерия Морозова: «Нам интересно находить скрытые гастрономические жемчужины» Валерия Морозова: «Нам интересно находить скрытые гастрономические жемчужины»

Чем регионы готовы удивлять гастротуристов и что ИИ знает о хороших ресторанах?

РБК
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста

Как выглядел Арнольд Шварценеггер в восьмидесятых и что влияло на его стиль?

Правила жизни
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности

Почему артисты, дебютировавшие около 30 лет назад, снова становятся хедлайнерами

Forbes
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Искусственный интеллект, настоящие чувства. Почему люди заводят романы с чат-ботами Искусственный интеллект, настоящие чувства. Почему люди заводят романы с чат-ботами

Почему люди влюбляются в чат-ботов и какие опасности таят такие связи?

Inc.
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Добыча идет в гору Добыча идет в гору

Добыча угля в 2025 году может обновить исторический максимум

Ведомости
«Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством «Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством

Как Эстер Петерсон стала главной союзницей работающих американок

Forbes
Что случилось с пауками, отправленными в космос в 1973 году — и как это помогло науке Что случилось с пауками, отправленными в космос в 1973 году — и как это помогло науке

Пауки все еще плетут паутину в условиях микрогравитации?

Inc.
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели

Антон Яковлев — о преемстве в Театре Гоголя, новых целях и усталости от иронии

Ведомости
Пластмассовый мир (не) победил Пластмассовый мир (не) победил

Насколько глубоко гаджеты проникли в нашу жизнь?

Правила жизни
Россия на Ближнем Востоке играет в Realpolitik Россия на Ближнем Востоке играет в Realpolitik

Есть ли у России своя стратегия на Ближнем Востоке?

Монокль
Энергия искусства Энергия искусства

Полина Аскери — о роли искусства в жизни и списке желаний

Лиза
Свиноводство вступило в зрелую стадию Свиноводство вступило в зрелую стадию

За последние 20 лет свиноводческий сектор радикально трансформировался

Агроинвестор
Как выбрать фотопленку? Вот почему Portra 400 для портретов, а Ektar 100 — для пейзажей! Как выбрать фотопленку? Вот почему Portra 400 для портретов, а Ektar 100 — для пейзажей!

Проверенные варианты фотопленок, которые работают в разных условиях

ТехИнсайдер
Фальшивый минимум Фальшивый минимум

Причины снижения количества фальшивых денег и способы распознавания подделок

Ведомости
Биржу залили горючим Биржу залили горючим

Почему в России растут биржевые цены на нефтепродукты

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Открыть в приложении