В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

РБК

Элементы — Технологии

Искусство на ощупь

В Москве открылась первая в стране выставка картин для людей с нарушениями зрения. Представленные репродукции полотен известных художников созданы по уникальной технологии, которую разработала испанская студия Estudios Durero совместно с производителем Canon. На создание экспозиции ушло 10 млн руб.

Текст: Анна Левинская

Главное правило посещения всех музеев мира — не прикасаться к экспонатам. За его исполнением следит «армия» музейных смотрителей, которые пресекают любые попытки даже подойти слишком близко к прекрасному. В ноябре 2016 года в России впервые открылась выставка «Видеть невидимое», на которой трогать картины — необходимость.

Технология Didu, разработанная компанией Estudios Durero позволяет создавать копии шедевров живописи, к которым можно прикасаться и делает искусство доступным для незрячих людей

Инклюзивная экспозиция представлена в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина, состоит из шести репродукций — «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена, «Благовещение» Сандро Боттичелли, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо. На картине Шардена изображен стол художника с разбросанными на нем вещами — атрибутами искусства. У репродукции, представленной в российском музее, заметно, что изображение не плоское, а выпуклое: при прикосновении, например, к статуэтке бога Меркурия, возникает ощущение, что трогаешь мрамор. Палитра, свитки чертежей, ящик для красок и готовальня — все предметы искусства, изображенные на картине, имеют как свою текстуру, так и разную высоту выпуклостей. «Видеть невидимое» рассчитана в первую очередь на посетителей с нарушениями органов зрения. Выставка сопровождается аудиогидом с записанной речью актера Евгения Миронова, подписи к картинам и информационные буклеты продублированы азбукой Брайля.

Спонсором выставки в Пушкинском музее стал Сбербанк. Как рассказал журналу РБК представитель финансовой организации, банк вложил в проект около 10 млн руб. — в эту сумму входит стоимость производства картин и организация выставки.

Фотографии произведений подверглись «специальной обработке», текстура и другие особенности изображения подобраны исходя из важности для понимания сюжета незрячими и слабовидящими людьми, говорит собеседник из Сбербанка. Все объемные изображения «воспроизведены максимально близко к оригиналам, поскольку подобные выставки привлекают не только посетителей с нарушениями зрения. «Именно поэтому классическая технология 3D-печати не подходит для наших картин», — объясняет в разговоре с журналом РБК Кристина Веласко, представитель компании Estudios Durero, создавшей экспозицию «Видеть невидимое».

Испанская студия делает тактильные картины по технологии рельефной печати Didú. Большую часть «ингредиентов» студия держит в секрете.

В общих чертах это выглядит так: картины печатаются на алюминиевых листах — на них послойно наносятся полимеры, необходимые для тактильной стороны, а в результате специально вызванных химических реакций вещества приобретают различные заданные текстуры, пояснил представитель компании в разговоре с журналом РБК.

Все изображения печатаются на принтере, разработанном специалистами компании Canon для Estudios Durero. Эффект мазков краски на картинах достигается благодаря «высокой точности позиционирования печатной головки», объяснила представитель Canon в России Эльмира Алиева. Других технологических особенностей печати она не раскрыла. Для Estudios Durero это не первый опыт создания тактильных картин. Компания на постоянной основе ведет подобный проект для национального испанского музея Prado: например, изготовила для выставки Touching the Prado репродукции картин Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и др., рассказала Кристина Веласко.

Саму идею создания выставки «Видеть невидимое» директор Пушкинского музея Марина Лошак привезла как раз из мадридского Prado.

Срок изготовления каждой картины индивидуален, речь идет о нескольких месяцах работы, объясняет Веласко. «Для создания репродукции нам нужен контекст изображения и наиболее важных элементов в композиции, поэтому мы погружаемся в историю создания картины, изучаем другие работы автора», — рассказывает представитель Durero.

Специалисты компании изучают оригиналы, выставленные в музеях, сравнивают их с полиграфическими репродукциями. Затем разрабатывается объемная модель с разным уровнем рельефа и печатаются изображения, а на финальном этапе приглашаются сторонние эксперты-искусствоведы для оценки картин и консультанты с нарушениями зрения.

По окончании выставки в Пушкинском музее в феврале 2017 года экспозиция поедет по России. Первым городом в туре станет Екатеринбург.

Фото: Артем Голощапов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита

Российская экономика активизировалась на азиатском рынке

РБК
Возможности перевода Возможности перевода

Российские банки налаживают возможности по переводу денежных средств за границу

Ведомости
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Корректировать размер скидки и определить брак: в чем ИИ поможет даже малому бизнесу Корректировать размер скидки и определить брак: в чем ИИ поможет даже малому бизнесу

Что именно искусственный интеллект делает для бизнеса уже сегодня?

Inc.
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии 10 главных мифов о маникюре и уходе за ногтями: мнение ученого, работающего в бьюти-индустрии

Какие мифы об уходе за ногтями являются самыми живучими

VOICE
Вспоминая Майорку Вспоминая Майорку

В интерьере заказчикам хотелось повторить атмосферу острова, запавшего в душу

Идеи Вашего Дома
Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря

Ученые, кажется, нашли крошечную черную дыру, о которой писал Стивен Хокинг

ТехИнсайдер
«Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии «Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии

Как создать полезные связи в условиях ограниченной очной коммуникации?

Inc.
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека

Ученые исследуют, что способствует счастью молодых людей

Inc.
Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки

Для чего нужны эти наклейки на фруктах и что за цифры на них указаны

ТехИнсайдер
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизнь
Сам бы ел Сам бы ел

Как вести себя, если у ребенка внезапно испортились отношения с едой?

Лиза
Порхать как бабочка Порхать как бабочка

История боксерского поединка на вершине воздушного шара

Men Today
О тюленях и гепардах О тюленях и гепардах

Мария Лобанова — о возрасте, аппетите и кредо, которое сложно игнорировать

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Худеет тот, кто вкусно ест Худеет тот, кто вкусно ест

Может ли диета быть «праздником для живота»?

Лиза
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Свой или чужой Свой или чужой

Как судить человека, если судьба предопределила ему две роли — жертвы и палача?

Дилетант
Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть» Надежда Бабкина: «У меня нет времени на зависть»

Надежда Бабкина — о возрасте, внуках и критике

Лиза
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Открыть в приложении