Расстрел отца, ссылка матери и голод: страшное детство великой Майи Плисецкой
Как маленькая девочка, которая убегала из детского сада, стала великой балериной.
Квартира на Сретенке
В раннем детстве Майя Плисецкая с родителями жила на Сретенке, в двадцать третьем доме. Квартира принадлежала ее дедушке, зубному врачу, и восемь комнат (кроме кабинета, где он принимал пациентов) были распределены между членами семьи.
«Какой я была в пять лет? Рыжая, как морковка, вся в веснушках, с голубым бантом в волосах, зелеными глазами и белесыми ресницами», - пишет о себе сама Плисецкая. Она росла девочкой независимой и своевольной. Как-то мама с трудом купила ей сандалики, а она пустила их по течению ручья - слишком уж они были похожи на кораблики со старинной почтовой открытки! Видимо, пытаясь как-то приструнить чрезмерно артистичного ребенка, Майю отдали в детский сад, она сбежала оттуда и ушла домой пешком. Дорога заняла полтора часа, но она дошла. Родители, конечно, были в ужасе, им уже успели позвонить из сада. Но девочку не наказали, и эксперимент с детсадом был на этом закончен.
В театре Майя впервые оказалась в пять лет, смотрела пьесу «Любовью не шутят» и была впечатлена настолько, что потом несколько дней дома разыгрывала ее в лицах. Конечно, больше всего ребенка впечатлила роль дамы в черном, ее она изображала чаще, чем остальных «К концу недели терпению семьи пришел конец. Папа, не выдержав, шлепнул меня по попе. Я обиделась. Следующим утром за завтраком я насупленно молчала. Отец затревожился. “Майечка, ты сердишься? Прости меня, я пошутил. Я тебя люблю”. — “Любовью не шутят”, — в позе «черной женщины» театрально ответила я».
Майя была не первой в семье, кого заинтересовала сцена. Ее тетя и дядя были танцовщиками балета. А мама Плисецкой Рахиль Мессерер окончила актерский факультет ВГИКа, снялась в нескольких немых картинах. Как-то они с маленькой Майей пошли в кино, смотреть мамин фильм «Прокаженная», но будущей балерине фильм не очень понравился - маму на экране топтали лошади, а девочка рыдала так, что маме пришлось ее утешать.
Дебют же Майи Михайловны на настоящей сцене состоялся в семилетнем возрасте. В далеком 1932 году Михаила Плисецкого, назначенного генеральным консулом Советского Союза и руководителем угольных шахт "Алкутикгол", направили на остров Шпицберген. На край света Плисецкий перевез и свою семью. Именно здесь юная Майя впервые появилась на сцене в небольшой роли в оперной постановке Александра Даргомыжского «Русалка».
Шпицберген
Отец Майи был настоящим убежденным коммунистом и уверенно продвигался по службе. Получив очередное назначение, генеральным консулом и начальником угольных рудников на Шпицбергене, он отправился туда вместе с женой, дочерью и восьмимесячным сыном Александром. Ехали через всю Европу, дорога была длинной и сложной, а жизнь на новом месте очень отличалась от московской.