Кнопки-плацебо и вкусный чизбургер: как появляются неожиданные идеи и вещи
В издательстве «Альпина Паблишер» выходит книга Скотта Беркуна «Дизайн всего: Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся». Беркун предлагает по-новому взглянуть на вещи вокруг нас и научиться отличать хорошие идеи от плохих. Forbes Life публикует отрывок о том, как дизайнеры используют человеческую психологию — во благо и не очень
Представьте ситуацию: ваш начальник, одержимый пунктуальностью, ждет вас к 14:00. Вы опаздываете. На часах уже 14:06. А работаете вы в небоскребе «Бурдж-Халифа», самом высоком здании в мире. Его высота — 828 м, а количество этажей — 163. Благодаря трубчатому дизайну в конструкции вдвое меньше металла, чем потребовалось для строительства 381-метрового Эмпайр-стейт-билдинг. Эти факты крутятся в голове, пока вы мчитесь по длинному коридору к одному из самых высоких лифтов на планете. Тут вам повезло: двери открыты, внутри никого. Вы жмете «152», чтобы попасть на этаж к начальнику, но лифт стоит на месте. Тогда вы нажимаете кнопку «Закрыть двери». Потом еще раз. И еще раз. Только тогда двери закрываются, а лифт приходит в движение.
Возможно, вас это удивит, но кнопка «Закрыть двери», скорее всего, не работает. Там просто загорается лампочка. Это так называемая кнопка-плацебо. Их множество по всему миру. Они есть на офисных термостатах или, например, на столбах у пешеходных переходов в разных городах. С их помощью люди «сообщают», что хотят перейти проезжую часть. Однако в 2004 году в Нью-Йорке работала лишь пятая часть из 3500 таких кнопок. Причина проста: нет смысла тратить деньги на их реальное подключение и обслуживание — большинство людей обычно не видит разницы. Что же касается лифтов, в 1990 году в США приняли закон об американцах с ограниченными возможностями, согласно которому двери должны быть открыты достаточно долго, чтобы люди, передвигающиеся на костылях или инвалидных колясках, успели попасть внутрь.
Когда мы думаем, что управляем ситуацией, или, по крайней мере, активно занимаемся чем-то (нажимаем кнопку-плацебо), ощущение времени притупляется.
Ваши ожидания от кнопки — и любые представления о функционировании чего бы то ни было в мире — называются ментальной моделью. Зачастую наши ментальные модели поверхностны или даже ошибочны. В частности, многие думают, что эволюция — это развитие от низших существ к высшим, хотя более верная модель подразумевает, что выживают наиболее приспособленные к среде, даже если они глупее и медленнее. Так, нагревание планеты будет способствовать процветанию одних существ (вроде морских звезд и осьминогов) и сильно осложнит жизнь другим (ну, вы поняли кому).
Термин «ментальная модель» появился в когнитивной психологии — науке, исследующей то, как наш мозг думает, воспринимает окружающую действительность и взаимодействует с миром. Некоторые дизайнеры умеют применять эти знания для наилучших решений. Психологические исследования показывают, что люди, как правило, любят ощущение контроля над вещами, в том числе над лифтами (а то, насколько сильно проявляется это ощущение, называется локусом контроля). Исследования доказали: когда мы думаем, что управляем ситуацией, или, по крайней мере, активно занимаемся чем-то (нажимаем кнопку-плацебо), ощущение времени притупляется. В общем, дизайнеры изучают разнообразные ментальные модели, чтобы сделать жизнь комфортнее.