Андрей Журавлев: чем питались мегалодоны и возможно ли сегодня оживить мамонта

СНОБРепортаж

Андрей Журавлев: Динозавры — это ведь нечто среднее между медициной и паровозами

Беседовал Владислав Толстов

Андрей Журавлев
Андрей Журавлев. Фото: из личного архива

Книги из категории палеонтологического научпопа — о древних существах, некогда населявших нашу планету, — неизменно становятся бестселлерами. Новая работа одного из самых популярных авторов этого жанра Андрея Журавлева «Как живые» позволяет не просто узнать о диковинных позвоночных, но и увидеть их: публикация задумана как галерея «портретов». «Сноб» узнал у ученого-палеонтолога, будет ли продолжение, чем питались мегалодоны и возможно ли сегодня оживить мамонта

Андрей Юрьевич, вы доктор биологических наук, профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ. Как вы пришли в науку и почему стали заниматься именно эволюцией древнейших животных?

Да, доктор, но не профессор, вольный палеонтолог. Путь в науку был коротким, но ему предшествовал целый ряд событий. Мой дед, Дмитрий Семенович, прошел всю войну, от приграничья до Маньчжурии, войну закончил полковником, офицером железнодорожных войск, получил служебную квартиру в Куйбышеве (ныне Самара). И когда там начали проводить газ, все, что было сокрыто под землей, в изобилии оказалось на поверхности. Так меня и привлекли ископаемые (ну, почти) кости. А затем бабушка Ираида Ивановна подарила мне красивую и большую книгу палеонтолога-популяризатора Йозефа Аугусты и замечательного анималиста Зденека Буриана «Ящеры древних морей». Печаталась она в Чехословакии, но на русском — для СССР. После первого класса я с отцом оказался в Зеленограде, куда отца призвали создавать советскую микроэлектронику. Кстати, успешно, он стал лауреатом Госпремии. И первое, что я сделал самостоятельно в Зеленограде, — сел в электричку и поехал в Москву, в Палеонтологический музей. Увидел реальных динозавров и решил: здесь я буду работать.

Это и повлияло на выбор профессии?

Возможно, на выбор повлияло то, что у нас половина семьи были железнодорожниками, половина — медиками. А динозавры — это ведь нечто среднее между медициной и паровозами. Правда, выяснилось, что палеонтологов много и динозавров на всех не хватает. Динозаврам предшествовали другие позвоночные, но их тоже не так много. Зато до них моря планеты населяли всевозможные беспозвоночные. Вот их-то было предостаточно, особенно кембрийских и более древних, которых в последней четверти прошлого века, по сути, только начинали изучать.

Фото: из личного архива

Я читал ваши предыдущие книги, которые выходили в «Альпине нон-фикшн»: «Похождения видов» и «Сотворение Земли». Эти работы издаются и переиздаются, несмотря на то что массовому читателю в этой дисциплине непросто разобраться. Зачем люди читают книги по палеонтологии? Что она помогает понять?

Все. Именно палеонтология позволяет разобраться с тем, как именно образуются месторождения полезных ископаемых, как и почему меняется климат Земли, какие закономерности наблюдаются в эволюционном процессе. Главное, что на ископаемых животных можно в деталях проследить, какими сложными и долгими путями развивались мозги. Поэтому не стоит ими так просто разбрасываться, как мы делаем сейчас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении