Чего ей не хватает
Что-то явно мешает нам стать богатыми. И объективные факторы вроде «мне никто не оставил миллионов» или «я плохо считаю», как правило, ни при чем. Гораздо чаще виновата психология бедности.
В психологии мы работаем с разными архетипами. Всего их 12, у каждого есть своя пара, а также преимущества и недостатки. Например, Наблюдатель оценивает всё со стороны и ни в чем напрямую не участвует, а Актриса, наоборот, активна и решительна, но не подвержена рефлексии. Воин стремится доминировать и защищать правду, Раб – подчиняться и исполнять приказы. И есть один архетип, который примерять на себя невероятно сложно: Старая Бедная Женщина. Чем же так пугает этот образ?
Начнем с очевидных минусов
Всё за свой счет
Старая Бедная Женщина не жалеет себя. Она готова потратить несколько часов в очереди или в душном автобусе, чтобы сэкономить хотя бы чуть-чуть. «Зато дешево» – для нее решающий аргумент. Обычно подход распространяется и на других людей, в том числе близких: в выходные надо ехать на дачу собирать жуков, а не отдыхать. Предложения купить картошку, вместо того чтобы долго и трудно ее выращивать, вызывают непонимание или даже гнев – собственное время и здоровье кажутся Бедной Женщине бесплатными. Проблемы с деньгами она решает одним методом – поиском тяжелой и малооплачиваемой подработки. И вообще исповедует принцип «Не замучилась – не молодец».
Мысли о материальном
Если денег не хватает, о них постоянно думаешь. И с близкими только о них и говоришь, хотя, может, и хотела когда-то обсудить что-нибудь поинтереснее. Увы, сама невозможность (иллюзорная или реальная) купить что-то новое приводит к непрекращающимся размышлениям о том, как исправить дело: починить обувь, поставить заплатки на джинсы, приготовить ужин из того, что нашлось в холодильнике, и прочее. Вещи становятся объектами поклонения. Старая Бедная Женщина на них зацикливается – и не может выйти за привычные рамки и поискать решение за пределами знакомого мира. Разве что понадеется на легкий путь к счастью («Купи билет и выиграй миллиард»).
Страх нового
Старые стратегии порой оказываются совсем неэффективными в новых условиях, но отказаться от них трудно. Вроде бы и работаешь уже каким-нибудь веб-дизайнером, а в голове всё равно зудит: «Делай что-то настоящее! Научись шить». Или вроде бы уже понимаешь, что инфляция поедает накопления, но постоянно хочется отложить на старость и лезешь украдкой под матрас.
Даже когда есть все условия для получения актуальной в будущем профессии, страх нового побеждает: и вместо того чтобы стать программистом или тестировщиком, Бедная Женщина предпочтет что-то более привычное, например пойдет делать людям маникюр или устроится нянечкой в детский сад.