Мне двадцать два года
Елена Смолина об «Облаке в ее комнате», уверенном черно-белом дебюте о юности
В летнем кинотеатре Garage Screen состоится единственный московский показ фильма-победителя фестиваля в Роттердаме, которому вручило свой главный приз и жюри недавно завершившегося фестиваля дебютного кино в Новой Голландии. «Облако в ее комнате», дебют китаянки Чжэнлу Синьюань,— фильм о границах юности и о том, как непросто их преодолеть.
Когда Муцзы пытается открыть окно в своей квартире, рама выпадает наружу и, кружась, летит вниз. Мы видим качающиеся ветки, какие-то остроконечные туи и высокие панельные дома, бесцветное небо, за кадром бьется стекло. Туи и панельки, покружив еще немного, останавливаются. Получается, что в этот миг мы видим мир с точки зрения вырвавшегося на свободу оконного стекла. На экране появляется размашисто написанный титр: «Облако в ее комнате».
«Облако…» — третий подряд китайский фильм, получающий главный приз фестиваля в Роттердаме, главного смотра дебютного авторского кино в мире. Но его режиссер Чжэнлу Синьюань училась в Калифорнии, а ее оператор Маттиас Дельво — бельгиец, так что экзотически китайского в «Облаке…» немного. По сути своей это укорененное скорее во французской традиции кино — больше «Жить своей жизнью», чем «Летающий тигр…». Черно-белое, медитативное, экспериментальное, с рваным, не пытающимся вытянуться в линию повествованием. Эта уверенность в точности своего голоса и твердости руки — сигнал о рождении нового интересного режиссера. Даже если «Облако…» временами раскручивается на месте, оно безусловно плод фантазии самостоятельного, зрелого автора. Принадлежащего и не принадлежащего Китаю настолько же, насколько остальному огромному миру.