У меня есть ощущение
Чувственный опыт придает вкус жизни и усиливает радость быть собой. И в то же время – возвращает нас к животному началу, ведь он имеет отношение к потребностям тела. Как мы обходимся с чувственностью сегодня?
Ощутить щекой прохладу подушки, вдохнуть аромат свежесваренного кофе, отозваться всем существом на смех любимого... Мириады маленьких удовольствий пронзают рутину дней, оставляя послевкусие острого, мимолетного счастья… Только надолго ли? Нам мало чувственных радостей: всегда хочется чего-то большего. Вплоть до сексуальной революции 1960-х годов чувственность в западной культуре была под запретом как нечто недостойное человека. Ведь цивилизация уводит нас все дальше от первобытных инстинктов, а «чувственность остается животной по своей природе», напоминает нейробиолог Жан-Дидье Венсан (Jean-Didier Vincent). Но мы не можем просто отказаться от нее, потому что чувственность – то есть способность познавать действительность с помощью наших органов чувств – остается движущей силой развития человека. «Все наши мысли и действия основываются на наших чувствах, – поясняет нейробиолог. – А их источник – чувственные впечатления, обработанные в центре удовольствия головного мозга, которым обзавелись позвоночные еще 500 млн лет назад».
Мы постоянно ищем чувственных удовольствий, ведь они – спутники утоления жизненных потребностей – в пище, в продолжении рода… Но у каждого из нас есть и личный вкус. Аппетит к наслаждениям и природная способность получать удовольствие не одинаковы, они различаются в зависимости от культуры, воспитания и генетики. Поэтому чувственность становится личным делом каждого, мы сознательно выбираем, быть ли нам более или менее чувственными.
Различают два способа получать удовольствие: снизу вверх и сверху вниз. Можно испытать удовольствие, идущее от телесных ощущений: вкус, ласка, запах и так далее, – это путь снизу вверх. Но удовольствие может вызвать и сам мозг, так как он способен связывать с внешними стимулами (пейзажем, словом) приятные воспоминания. Так рождается чувство счастья от одной только мысли. Соответственно, удовольствие рождается как на основе восприятия, так и на основе воображения, при этом используются одни и те же связи в головном мозге.
У слова «чувственность» есть и второе значение – «наличие чувственных влечений», и здесь речь идет уже не столько о нашей способности воспринимать мир органами чувств, сколько о преобразовании этих сигналов в эротические импульсы. Сексуальное влечение – одно из ярких проявлений чувственности. Оно обостряет восприятие и одновременно подпитывается им. «Когда мы испытываем сексуальное влечение, вкус, обоняние, осязание, зрение, все чувства словно привстают на цыпочки, – замечает сексолог Ирина Панюкова. – Нам бесконечно дорого все в другом человеке: цвет глаз, запах и влажность его кожи, тембр голоса, продолжительность прикосновения. И когда мы обращаем настроенное таким образом восприятие на окружающий мир или на самих себя, мы все видим и чувствуем с поражающей нас самих отчетливостью». Этим и объясняется отмеченное разными людьми ощущение, что в период страстной влюбленности они жили особенно ярко и чувствовали себя более живыми, чем в другие периоды. Связь между чувственностью, сексуальностью и витальностью нашла выражение и в понятии «либидо», которое ввел в научный обиход Зигмунд Фрейд: в ранних работах он обозначал этим словом энергию сексуального желания, а позже – энергию влечения к жизни, противопоставляя ее разрушительному влечению к смерти «мортидо».