Шопинг, любовь моя
Нетрудно заметить, что покупки мы делаем не только по необходимости: так мы развлекаемся, проводим время, сбрасываем напряжение. Но иногда оставляем в магазинах все свои деньги и даже залезаем в долги. Почему?
Они давно уже перестали быть просто местом продаж. Торговые центры, круглый год переливающиеся огнями не хуже новогодней елки, распахивающие перед нами огромные двери (особенно широко – в период зимних распродаж), объединяют под одной крышей бутики и рестораны, фермерские рынки и спортивные залы, детские площадки и салоны красоты. Мы ходим туда развлекаться, отдыхать, «людей посмотреть и себя показать» и… за покупками тоже. Среднестатистическая американка посвящает шопингу 399 часов в год1, а про россиянок известно, что 11% из них используют шопинг как способ справиться со стрессом (среди мужчин таких только 3%)2.
Сверх меры
«Не представляю, что бы я делала без торговых центров, – признается 27-летняя Арина, отоларинголог. – После тяжелого рабочего дня я, бывает, провожу там по полтора часа, хожу из одной галереи в другую. Отдыхаю, прихожу в себя, знаю, что здесь все мне рады или хотя бы вежливы». А покупки? «Конечно, покупаю не только нужное. Перчатки, чтоб себя порадовать, но иногда соблазняюсь на модную сумку или пальто». Арина не видит проблемы: «Я зарабатываю эти деньги, так почему мне их не спустить!» И правда, доброжелательные продавцы позволяют нам почувствовать себя в центре внимания, и потраченная сумма – не такая уж большая плата за поднятую самооценку. Но соглашаясь с этим, автор тренинга «Отношения с деньгами» психодраматерапевт Станислав Ефремов все же предлагает поискать и другие источники хорошего отношения: встречи с друзьями, массаж, спа: «Ведь вы не будете дарить другому один и тот же подарок каждый раз? Пусть и ваши подарки себе будут разнообразными! И это поможет не впадать в зависимость от какого-то типа поведения». 35-летней Ларисе, администратору спортивного центра, это, похоже, не удалось: «Я одержимая покупательница! – говорит она о себе. – Я и в долги регулярно залезаю, причем все эти вазочки, сервизы, платья я потом по большей части раздариваю или просто выбрасываю». Но остановиться Лариса не может. В быту мы называем это явление шопоголизмом, но есть и клинический термин – ониомания. «Это навязчивая скупка вещей без объективной необходимости, – объясняет психоаналитически ориентированный психотерапевт Татьяна Поддубная. – Ониомания сродни другим зависимостям: тот, кто ей страдает, не в состоянии контролировать собственные действия, без покупок впадает в апатию, а начиная тратить, уже не может затормозить».
Но между радостью от приобретения красивых вещей и навязчивым поведением нет непроходимой границы, а есть некоторый континуум, на протяжении которого радость убывает, а напряженность растет. Не только у покупателя, но и в его семье. «Я сдержан по части гардероба, но книги – моя страсть, – признается 48-летний предприниматель Виктор. – Жена сердится: зачем ты снова притащил книг, их ставить некуда! А я не могу устоять. Особенно мне нравятся энциклопедии и справочные издания по географии, экономике. Тяжелые, пахнут свежей печатью… Жена права, вряд ли мы их прочтем. Трудно это объяснить. Может, мне в детстве книжек не хватило». Но психотерапевт выдвигает другое предположение: «Мне кажется, что Виктору недостает личного пространства, и таким своеобразным способом он его отвоевывает».
Заполняя пустоту
Походы по магазинам для некоторых из нас становятся способом заполнить внутреннюю пустоту, которая появляется из-за недостатка родительского внимания и тепла. «В таких условиях ребенок не получает опыта внутреннего наполнения и вырастает с ощущением бессмысленности себя и жизни, – рассказывает Татьяна Поддубная. – Одна из задач психики – отделение от матери и выстраивание собственного физического и эмоционального «Я». При этом ребенку нужно получать от матери эмоциональное и логичное общение (ему понятно, за что его наказывают или хвалят, чего хочет мать и чего – он сам): тогда у него будет контакт с собственными эмоциями и ощущение собственных границ. Если же их взаимодействие формально, мать выполняет социальные требования «покормить, одеть, научить», причем женщина может быть заботливой, но ее эмоциональная сфера заблокирована или неразвита, то у ребенка не выстраивается контакт с собственной личностью и не появляется ощущение себя «живым». Более того, дети склонны винить себя в негативном отношении взрослых, поэтому в условиях эмоционального вакуума возникает бессознательная фантазия о «неинтересности себя» и закрепляется чувство собственной «мертвости», будто бы отталкивающее других от теплого общения». Такой ребенок, взрослея и отчаиваясь получить желанное тепло от других, привыкает заполнять внутреннюю пустоту и «оживлять» себя страстями и зависимостями.