Одиночество – мука?
Многие из тех, кто ощущает тяжкое бремя одиночества, на самом деле вовсе не пребывают в изоляции: у одних есть партнер или друзья, у других – дети и работа, а у третьих все это вместе… Чего же им не хватает?
Все меня покинули, оставили, нет рядом со мной близкой души… В разные периоды жизни почти каждый из нас переживал это чувство, близкое к отчаянию, хотя и не такое резкое и, увы, часто гораздо более продолжительное. «Мне было около 13 лет, когда я понял, что чувствую себя чудовищно одиноко, несмотря на любящих родителей, – вспоминает 34-летний художник-график Михаил. – У меня совершенно не было друзей. Одних моих сверстников занимали сетевые игры и знакомства, другие пытались что-то продавать, воображая себя предпринимателями, а я рисовал и был погружен в фантазии, которыми ни с кем не мог поделиться. Стало полегче, когда я догадался рисовать героев комиксов. Но излечиться от одиночества я смог только лет через 15. Я уже тогда работал по специальности и был женат». Мы тянемся к единомышленникам – и бежим от тех, чьи интересы далеки от наших, тех, кто нас не понимает и, кажется, никогда не поймет. Подходящий круг общения – одно из главных условий, выполнение которых позволяет нам чувствовать себя счастливыми. Но все же одиночество – часть нашего существования, и бежать от него – все равно что бежать от самого себя, подтверждает гештальт-терапевт Мария Гаспарян: «Внутренняя пустота будет регулярно напоминать о себе. Особенно остро мы переживаем ее в кризисные моменты: когда болеют или уходят близкие, кажется, что никто не сможет разделить с нами боль утраты. Никто не сумеет понять печаль, отчаяние лучше, чем мы сами. Но именно это экзистенциальное одиночество дает пищу для размышлений – кто я? Зачем я на этом свете? Как я хочу прожить эту жизнь? И в конечном счете заставляет двигаться дальше».
Друг самому себе
Если одиночество – результат кризиса или отсутствия близких по духу собеседников, то откуда берется одиночество, которое длится годами? «Сколько себя помню, я считала себя одинокой волчицей, даже гордилась тем, что мне никто не нужен, я со всем справляюсь сама, – признается 29-летняя Юлия. – Я повторяла фразу какого-то философа: «Мы одни приходим в этот мир и уходим из него тоже одни». Но недавно посмотрела фильм «Три билборда...»