Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты
К настоящему моменту картина окончательно прояснилась: гипермаркеты в их традиционном формате не имеют будущего. И, как и в любом процессе эволюции, преимущество получает тот, кто раньше других осознает неизбежность изменений и начинает адаптироваться к новой реальности.
В конце сентября наблюдательный совет Х5 Retail Group решил начать трансформацию торговой сети «Карусель», состоящей из 91 гипермаркета в 56 городах и населенных пунктах России. Тридцать четыре «Карусели» оказались в локациях, подходящих под формат большого супермаркета. В них, на сокращённых площадях торговых залов, разместится успешно развивающийся «Перекресток». Двадцать гипермаркетов расположены в местах, где сохранять магазин бессмысленно. Многие из них — это локации за пределами городов, которые не попадают в зону шаговой доступности для покупателей. Остальные «Карусели» продолжат работать в прежнем формате. Решение по ним компания примет позже, после оценки результатов первого этапа трансформации.
Конечно, это не было спонтанно. Обсуждения будущего «Карусели» велись с 2018 года. Но тот факт, что она демонстрировала положительные финансовые результаты, несмотря на замедляющуюся динамику, а закрытие магазинов означало бы миллиардные списания с баланса компании, каждый раз останавливал в шаге от принятия решения. К настоящему же моменту картина окончательно прояснилась: гипермаркеты в их традиционном формате не имеют будущего. И, как и в любом процессе эволюции, преимущество получает тот, кто раньше других осознает неизбежность изменений и начинает адаптироваться к новой реальности.
Кстати про реальность. Гипермаркеты во всем мире чувствуют себя плохо. Сокращением торговых площадей в этом сегменте занимаются большинство крупных ретейлеров, работающих в этом формате, включая Carrefour, Auchan, Casino и крупнейшего игрока — Wallmart. Российские сети не являются исключением. Причём, в отличие от Европы и США, где гипермаркеты активно развивались с середины 1960-х годов прошлого века, в России они появились лишь в конце 1990-х. Это событие было настолько ярким, что первый российский гипермаркет, тогда это был «Рамстор», приехал открывать лично премьер-министр Виктор Черномырдин, а неизбалованные российские покупатели воспринимали поход в такие магазины как своеобразную форму досуга и даже просвещения. В гипермаркеты приезжали всей семьей и проводили в торговых залах по несколько часов — никто не жалел о потраченном времени. Учитывая, что на рынке отсутствовала достойная альтернатива, гипермаркеты были обречены на сокрушительный успех.