На что жалуетесь?
У вас наверняка есть подруга или даже несколько, которые любят рассказать о том, что у них плохо. Возможно, вы им отвечаете взаимностью. Или раздражаетесь, но все равно слушаете. Или, наоборот, вам кто-то говорит: «Что ты все время в негативе, будь оптимистичней», – и тогда уже вы сердитесь на эти советы. Что за всем этим стоит?
Погода оставляет желать лучшего. Впрочем, как и климат. Зарплата небольшая, а работы много. Муж не так внимателен, как хотелось бы. Дети мало ценят нашу заботу. Что касается родителей, то они должны понимать, что у нас свои семьи и заботы, не можем мы посвятить им все свое время. Хотя понятно, что у них болит то тут, то там. Но ведь и у нас тоже! Вот голова стала часто болеть. Наверное, дело в погоде...
Возможно, вы узнали в этих фразах кого-то из знакомых. А может, и себя. Почему мы так любим жаловаться? Это национальная традиция или индивидуальные особенности? С этими вопросами мы обращаемся к коучу и психодраматерапевту Марине Слепцовой и групп-аналитику и психотерапевту Алексею Одолламскому. Оба они соглашаются с тем, что такой стиль общения свойствен скорее женским сообществам, чем мужским.
Женсовет
«У мужчин жаловаться не принято, поскольку это значило бы выставить себя слабым, что не вписывается в социально одобряемый образ», – объясняет Марина Слепцова. Из этого правила бывают исключения. «У меня есть старинный приятель, который звонит мне и описывает превратности судьбы: с женой поругался, машину разбил, – и я наперед знаю, что закончит он тем, что попросит денег взаймы», – рассказывает 45-летний Григорий. Но все-таки чаще обмениваются историями о своих бедах именно женщины. Почему? «История нашей страны такова, что женщины брали на себя ответственность за благополучие детей и семьи во времена социальных потрясений, – напоминает Алексей Одолламский. – Так было во время и после Великой Отечественной войны и в 90-е. Мужчины отсутствовали или были в растерянности, в депрессии, а женщины должны были растить детей и как-то выживать. И находили способы. Придумывать их было проще сообща, а не в одиночку. Так появилась и поддерживалась традиция делиться невзгодами». И дети, которые часто бывали при этом рядом с матерями, слышали эти разговоры, впитывали этот коммуникативный стиль.
Но сейчас, в более благополучные времена, может быть, пора отказаться от жалоб? Однако Алексей Одолламский не соглашается: «Для начала я предлагаю отказаться от слова «жалобы» как от обесценивающего. Я бы назвал это иначе, например, «обсуждение» или «рефлексия». Это скорее коллективное обдумывание проблемы и проговаривание своих чувств. И то и другое дает положительный эффект!»
Три плюса
«Называть свои чувства и думать о них – полезный навык, – подчеркивает Алексей Одолламский. – Особенно в отношении чувств, которые мы привычно относим к негативным. Если они остаются неназванными, а значит, неосознанными, то возникнет симптом, необдуманный поступок или конфликт». И вряд ли кто-то станет спорить с тем, что подбирать слова легче в диалоге с заинтересованным слушателем, чем в одиночестве.
Второй плюс: в «жалобном» разговоре мы тренируемся в эмпатии. «Для совместной жизни необходимо пытаться понять, что чувствуют другие: муж, дети, свекровь, – замечает групп-аналитик. – Подруги, задавая вопросы, помогают друг другу увидеть картину глазами разных участников ситуации. Это способ переварить ее и скорректировать представление о себе и о других».