Если есть желание, присоединяйтесь!
Как избежать недопонимания и недоразумений? Проявить уважение, а для этого – внимательно слушать.
Вступить в диалог еще не значит понять друг друга. Нам нужен действенный способ показать собеседнику, что мы его слышим и понимаем. «В этом поможет присоединение, которое также называют активным или эмпатическим слушанием, – говорит семейный системный и эмоционально-фокусированный терапевт Ирина Мороз. – Эту технику используют психотерапевты во всем мире. Она требует определенного умения, и к ней не надо прибегать постоянно, а только тогда, когда это уместно». Присоединение основано на идее нашего присутствия рядом с собеседником в качестве спутника, а не наставника, тренера, примера или учителя. Ирина Мороз рассказывает, как и когда применять присоединение.
1Перефразируйте услышанное
Перефразировать – это значит своими словами сообщать собеседнику, который рассказывает что-то о себе, что мы восприняли его сообщение, и таким способом проверять, правильно ли мы поняли его мысль. Понаблюдайте за тем, воспользуется ли собеседник вашей формулировкой и станет ли диалог развиваться. Помните о том, что ваша цель – не выставить себя в выгодном свете, показывая или подразумевая, что вы понимаете ситуацию лучше, чем он, а позволить ему опереться на то, что он говорит. И пойти дальше, вместо того чтобы стараться к чему-то его подвести.
2Будьте кратки
Не нужно перефразировать все время. Этим средством стоит пользоваться, только если это представляется вам уместным, чтобы развить тему или сделать беседу более доверительной. Хорошая новая формулировка часто короче, чем первоначальная фраза. Так вы дадите собеседнику больше пространства, не заполняя его собой, и позволите ему сделать свои рассуждения или переживания более ясными.
3Спрашивайте и предполагайте
Ориентируйтесь на то, что, по вашему мнению, для собеседника важнее всего. Предлагая акценты, используйте форму вопроса или вводные слова «похоже», «вероятно». Не страшно, если ошибетесь, вопросительная формулировка приглашает собеседника обдумать вашу версию и поправить, если нужно.
Пример. «Я уже не радуюсь, как раньше, когда вхожу в свой рабочий кабинет». – «Тебе там скучно?»
4Не выясняйте подробности, не стремитесь к объективности
Если собеседник рассказывает от первого лица, постарайтесь перефразировать скорее его чувства, чем факты. Так вы создадите атмосферу внимания и доверия. Самое главное – понимать (и показывать, что вы поняли), что именно собеседник пережил, испытал, прочувствовал. Вы не детектив в поисках истины. Если вам говорят: «Его замечание было унизительным», не пытайтесь разобраться, что в этом замечании могло быть унизительным. Лучше помогите собеседнику понять, почему эти слова так на него подействовали: «Когда он это сказал, ты испытал унижение?»