Куклы не для игры
В традиционном народном творчестве заключены целительные возможности, которые помогают нам решать проблемы. Как именно, рассказывает арт-терапевт Елена Буренкова.
Разноцветные лоскутки, тесемки, ленты, нитки. В руках участников группы они постепенно превращаются в кукол. И хотя все, следуя указаниям мастера, выполняют одни и те же действия, двух похожих кукол не бывает.
Psychologies: Почему куклы у всех получаются разные?
Алена Буренкова: Потому что их создатели разные, а кукла всегда отражает индивидуальность того, кто ее делает. Для традиционной куклы используют только натуральную и часто ношеную ткань, при изготовлении ее не режут, а рвут. И тулово куклы не шьют, не колют иголкой, потому что это символ живого тела. Куклы мотают и скручивают. И какого размера лоскуток и как туго он свернут, определяется автором куклы. Цвет одежды для куклы участники тоже подбирают по своему вкусу. Так, чтобы нравилось. Это позволяет выразить свое состояние, отреагировать актуальные переживания и сделать видимым характер куклы.
В чем терапевтический эффект создания кукол?
А.Б.: Традиционная кукла содержит в себе законы мироздания, выраженные в символической форме. И мы их познаем через процесс. Не интеллектуально, а непосредственно, в рукотворчестве, пропуская это знание через себя. Например, скатывая лоскуток в плотный столбик, основу для тулова куклы, мы осваиваем символ стойкости, силы внутреннего духа, опоры и уверенности. Или, создавая тулово в форме креста, мы соприкасаемся с символом заботы о своей беспомощной части: горизонталь поддерживается вертикалью, – и с символом четырех сторон света. В некоторых куклах в месте пересечения вертикали с горизонталью используется еще и косой крест. Соединение двух крестов образует годовой солнечный круг: весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние и переходное время солнца. Так мы приглашаем к себе благополучие и порядок, когда все на своем месте. Мотая куклу, мы выстраиваем символические связи внутри себя, соединяя верх и низ, право и лево, подстраиваем телесные и смысловые связи...
Но мы вроде бы и так знаем, где право и лево…
А.Б.: Знать и осознавать – это не одно и то же. Создавая куклу, мы лучше понимаем эмоциональный мир тела и начинаем им управлять. Например, в тулове куклы есть деление на три части: верхний – духовное и мысли, средний – душевное и отношения, нижний – корни и традиции как основа, на которой мы стоим. И делая куклу, мы сонастраиваем эти миры внутри себя.
А какие бывают куклы?
А.Б.: Мир кукол разнообразен. Каждая кукла для особого случая. Я приведу несколько примеров. Нам всем знакома Столбушка из сказки про Василису – кукла родительского благословения и символ поддержки и стойкости. В ее тулове ключевой элемент – столбец, а дополнительный – мягкие «живые» руки. Когда Василисе предстояло сложное задание, она кормила куклу, приговаривая «покушай, мое горе послушай», и та помогала. А самой первой куклой в жизни ребенка была Пеленашка, ее крутили при рождении младенца, – столбик размером с ладошку. Она помогает почувствовать себя живым. Если ее зажать в кулачке, через некоторое