Почему нужно смотреть гонки: статья для чайников
Вы никогда не смотрели гонки – вам они неинтересны. От кого-то вы слышали, что даже с лучшего места на трибуне вы не увидите ничего, кроме равномерно проносящихся одинаковых машин – вжух…вжух… Мы не призываем вас отрываться от футбола, большого тенниса, снукера или фигурного катания. Мы просто просим прочесть одну-единственную, эту самую статью. И если у вас не возникнет ни малейшего желания хотя бы чуть-чуть углубиться в вопрос, значит, у нас не получилось.
Насчёт «вжух… вжух…» вы, как ни странно, правы. Нет ничего скучнее, чем смотреть гонку, сидя на трибуне. Самые дорогие места – над стартовой прямой – приносят пятисекундное развлечение в самом начале, когда болиды срываются с места. Но остальные полтора, шесть или все двадцать четыре часа гонки –равномерный, однообразный рёв моторов и проносящиеся машины. Причём с такой скоростью, что, не разбираясь досконально в расцветках и рекламных схемах, вы даже не поймёте, кто пронёсся.
Здесь, конечно, есть лайфхак: на любом автодроме значительная часть территории, не оборудованная трибунами, свободна для посещения. Поэтому гонку не стоит смотреть с одного места. Стоит гулять и находить разные точки обзора. Или выбрать несколько наиболее крутых в первые дни уик-энда, когда идут тренировки пилотов, и курсировать между ними.
Но всё равно: все гонки плохи по-своему. Где-то раздражает однообразность, где-то затянутость, где-то толпы народу и плохо организованное питание, где-то бешеная стоимость билетов и сложности с логистикой. Поэтому мы вас понимаем: футбол с его стадионами в центрах городов и белым мячом – простым и понятным объектом наблюдения – намного зрелищнее.
И потому именно сейчас, в разгар чемпионата мира по футболу, мы попытаемся вас сагитировать. И рассказать, почему именно сейчас, летом 2018 года, надо начать смотреть гонки. Причём не банальную «Формулу-1» (это по желанию), а что-то более требовательное к людям и машинам. Например, 24-часовые марафоны на выживание.
Первая причина: Россия вперёд!
Лет десять назад кто-то сфотографировал изготовленный в Китае значок с надписью «Роисся, вперед!» В интернете тут же его «дошлифовали», исправив в «Фотошопе» на «Роисся, вперде!» Этот ироничный слоган то и дело всплывает по отношению к достижениям наших спортсменов – стоит им хотя бы чуть-чуть оступиться. По отношению к футбольной сборной он вообще не стихает – хотя на старте Чемпионата 2018 года она болельщиков приятно поразила (с Уругваем шансов не было: это мы все должны понимать).
Но знаете, сложно сражаться, когда над тобой смеются. Поэтому именно здесь и сейчас российским пилотам на международной арене очень нужна поддержка. Потому что они – в топ-дивизионе и сражаются наверху. Мы – не аутсайдер, а, скорее, аналог футбольной Аргентины – сильной команды с яркими игроками, которой иногда не везёт.
И речь же не только о гонке «24 часа Ле-Мана». Она – лишь часть WEC, Чемпионата мира по автогонкам на выносливость, в календаре которого есть гонки длительностью 24 часа, 6 часов и (внезапно) 1000 миль. Давайте посмотрим историю выступлений России в этой серии:
2012 год: от России в чемпионате не выступает ни одной команды и лишь один пилот – Роман Русинов во французской Signatech-Nissan; ни одной победы или подиума.
2013 год: первая российская команда в младшем классе LMP2 («прототипы Ле-Мана, дивизион 2») – G-Drive Racing, экипаж Русинова выигрывает 4 гонки в LMP2 и завоёвывает бронзу в своём классе;
2014 год: две российских команды в LMP2 – G-Drive Racing и SMP Racing, пять (!) российских пилотов – Роман Русинов, Сергей Злобин, Антон Ладыгин, Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар. На их счету – 5 побед, а Сергей Злобин, выступающий за SMP Racing, становится чемпионом мира в своём классе.
2015 год: G-Drive Racing выступает в классе LMP2, а SMP Racing – в классе LMGTE Am (это не спортпрототипы, а машины класса GT, конкретно SMP Racing использует Ferrari 458). И Россия завоёвывает два титула – экипаж Русинова выигрывает свой класс LMP2, экипаж Виктора Шайтара и Алексея Басова – свой, LMGTE Am! Суммарно – 7 побед в обоих классах;
2016 год: обе команды в LMP2. Кажется, что выступление бледнее, чем два года до того – 3 победы на счету Русинова из G-Drive Racing. Но это заблуждение: перерыв SMP Racing в 2015 году и средние выступления 2016-го связаны с тем, что впервые в истории российская команда выпустила на трассу машину собственной – пусть и совместной с Dallara – разработки, прототип BR01. Это огромный прорыв.
2017 год: SMP Racing снова берёт «отгул»: освоим технологии на BR01, спортпрототипе младшего класса, команда строит BR1, прототип LMP1 – класса, в котором Россия не выступала никогда и куда трудно попасть с клиентской (купленной у стороннего производителя) машиной.
Прогресс налицо. Мы научились выигрывать в младших классах – и теперь пытаемся покорить Эверест. Поэтому именно сейчас, в 2018-2019 годах нашим ребятам больше всего на свете нужна поддержка зрителей. Нужны флаги на трибунах, статьи в прессе, знание того, что в России о них знают и болеют не только за футбольную сборную (которая не так часто нас радует – хотя, конечно, случается), но и за тех, кто несёт триколор на международной автоспортивной арене.