Резкий разворот. Насколько ослабнет рубль из-за политики ЦБ
Решение ЦБ повременить со снижением ключевой ставки имеет долгоиграющие последствия, в том числе для рубля и рублевых активов
За последние пару лет Центробанк приучил нас к мысли, что все препятствия на пути смягчения монетарной политики являются краткосрочными и незначительными. Ключевая ставка планомерно снижалась, постепенно создавая для экономики «дешевые деньги», а инфляция оказалась загнанной на рекордно низкие для современной России уровни.
Впрочем, риторика главы ЦБ на пресс-конференции, проведенной по итогам заседания 15 июня, на котором было принято решение о сохранении ключевой ставки на отметке 7,25%, резко ужесточилась. В результате переход к нейтральной монетарной политике (закрепление ключевой ставки в диапазоне 6–7%) отложен на 2019 год или даже более поздний срок. Ключевая ставка в текущем году останется неизменной, а процесс дешевого рефинансирования бизнеса и населения может быть временно заморожен.
Рынок отреагировал незамедлительно: ОФЗ обвалились к полугодовым минимумам, а курс рубля к доллару устремился в направлении отметки 65. Однако рынок является лишь отражением реальных процессов, реализация которых в экономике станет результатом последнего решения регулятора.
Санкции, бензин, НДС и плохой урожай
Торможение регулятором процесса смягчения монетарной политики было явно вынужденным и стало следствием нескольких одновременных шоков.
Сначала отечественная экономика столкнулась с новым, самым грозным раундом санкций со стороны США. Это привело к девальвации рубля почти на 10%. Ослабление российской валюты неизбежно внесет вклад в будущую инфляцию через рост цен на импортные товары, а на росте инфляционных ожиданий это событие отразится уже в ближайшее время. Однако Банк России оценил влияние этого фактора на инфляцию в пределах 1 процентного пункта, что с учетом текущих 2,4% вполне укладывается в таргетируемые 4%. Упавшие 10 апреля в цене гособлигации уверенно выкупил банковский сектор, профицита ликвидности которого хватило бы и на поглощение всей доли ОФЗ, находящейся на руках у иностранцев.